Найти тему
Минская правда | МЛЫН.BY

Постановлением по экстремизму. Новое в законе отрезвило радикально настроенных

Эффект разорвавшейся бомбы произвело постановление Совмина № 575 «О мерах противодействия экстремизму и реабилитации нацизма», которое будет регламентировать порядок реализации положений Закона «О противодействии экстремизму».

Этот документ дополнительно убедил законопослушное большинство в силе и правоте государственной линии. При этом в среде протестного меньшинства законодательные новеллы многих отрезвили, а некоторых, особенно радикально настроенных, здорово напугали.

Нигде в мире такого нет?

В частности, прикрылась лавочка различных телеграм-каналов и сетевых сообществ, до недавнего времени практически беспрепятственно размещавших информацию экстремистской направленности, да и просто откровенную ложь, которая впоследствии из этих «первоисточников» безнаказанно распространялась в Сети по классике информационно-психологических операций, оставляя в сознании людей отраву ненависти, паники и различных теорий заговора. С 12 октября подобные источники, которые ранее были определены решениями суда в качестве «экстремистских» информационных ресурсов, объявляются «экстремистскими формированиями».

Это значит, что подписчики, распространители новостей из подобных источников могут рассматриваться, согласно букве Закона, как участники экстремистских формирований, что предполагает уголовную ответственность по ст. 361-1 Уголовного кодекса Республики Беларусь «Создание экстремистского формирования либо участие в нем», санкция которой предусматривает до 7 лет лишения свободы.

-2

Когда запахло жареным

Естественно, что достаточно суровые нововведения вызвали вал неверных толкований, как в прессе, так и в тех самых «экстремистских каналах», что породило откровенно бредовые слухи про «7 лет за подписку», басни о «наступлении сталинских времен» и инсинуации на тему «нигде в мире такого нет». На самом же деле, на фоне аналогичных норм, принятых в ЕС и США, где, собственно, обитает и кормится белорусская «независимая пресса», отечественное законодательство выглядит вполне адекватно.

Например, французское законодательство о противодействии экстремизму предполагает лишение свободы до трех лет и штраф в 45 тысяч евро за распространение информации о частной жизни и профессиональной деятельности граждан. А если речь идет о правоохранителях или других представителях власти, санкция возрастает до 5 лет лишения свободы и 75 тысяч евро. При этом не менее суровые наказания предусмотрены за разжигание ненависти в интернет-пространстве, в том числе «просто репосты» информации экстремистского содержания в социальных сетях.

-3

Что касается США, одним из первых нормативно-правовых актов администрации Джо Байдена была Национальная стратегия по борьбе с внутренним терроризмом. В этом документе особое внимание уделяется противодействию «дезинформации, распространению искаженных сведений и теорий заговора в интернете», при этом критики законопроекта утверждают, что речь идет не столько о защите демократии, сколько об удушении политических оппонентов демпартии, которых пытаются подвести под статью о терроризме.

Закон суров, но эффективен

Однако кому выгодны подобные слухи, кто пытается дезинформировать белорусов? Кто, с одной стороны, рассказывает, что «никого не найдут», и обещает амнистию за бандитизм и акты терроризма самозваным «партизанам», а с другой — запугивает хипстеров массовыми посадками и концлагерями? Естественно, речь идет о т. н. беглых, профессиональных политических провокаторах и получателях иностранных грантов, «волках в овечьей шкуре», тех, кого можно назвать организаторами преступной деятельности, кому за ширмой фейковой информации хочется спрятать свои реальные преступления против общества и государства, затеряться среди тех, чьи проступки и вина незначительны.

Ведь понятно, что ставшее притчей во языцех «до 7 лет» будет грозить лишь особо отличившимся на ниве политического экстремизма в зависимости от конкретной роли в деятельности преступного сообщества. Таким образом, речь идет о лицах, которые деятельно участвуют и организуют экстремистские формирования, то есть финансируют, администрируют либо активно распространяют и комментируют информацию «экстремистских ресурсов». А значит, разжигают ненависть и сеют рознь в нашем обществе, причем, как показала практика, зачастую далеко не бесплатно, в том числе вступая в агентурные отношения со спецслужбами иностранных государств.

Что касается рядовых подписчиков, то к таковым на первоначальном этапе будут применяться меры профилактического воздействия, затем нормы административного законодательства, а злостные нарушители, которым непонятно ни с первого, ни со второго, ни с третьего раза, столкнутся с перспективой уголовной ответственности.

Сила должна быть разумной и благородной, никто не собирается рубить с плеча, а тем, кто оступился, предоставляется возможность покинуть виртуальные сетевые сообщества, которые объявлены вне закона. В этом плане разумно и правильно поступили те люди, кто сразу после опубликования законодательных нововведений массово отписались от дурно пахнущих экстремистских каналов, беглые хозяева которых устроили по этому поводу настоящую истерику.

Нужно особенно подчеркнуть, что всего за 6 дней с момента вступления в силу постановления № 575 только топ-5 экстремистских телеграм-каналов потеряли в сумме порядка 100 тысяч подписчиков. В этой связи древние римляне говорили: «Закон суров, но это Закон». А в нашем случае Закон не просто суров, но весьма эффективен.

Александр Шпаковский