30 сентября (11 октября - 1 (12) октября 1719 года – на подходе к острову Котлин у южного берега Финского залива выскочили на мель и погибли линейные корабли «Лондон» и «Портсмут».
Возможно, если бы не это трагическое событие петровские корабли включали в исторические альбомы «Героические корабли русского флота». И, несомненно, - заслуженно.
Парусный линейный корабль 4 ранга «Лондон» был куплен в Англии в 1714 году известным российским кораблестроителем - главным корабельным мастером Олонецкой верфи в 1703-1711 годах Ф.С. Салтыковым[1]. 19 (30) июня 1715 года корабль пришёл в Ревель и вошёл в состав Балтийского флота России. Вооружение корабля составляло 54 орудия, экипаж – 330 человек.
В 1715 году и в кампаниях 1717-1719 годов выходил в крейсерские плавания в Финский залив в составе эскадр. В июле 1719 года прикрывал переход гребного флота из Кронштадта к шведским берегам для проведения десантов в районе Стокгольма. Операция была завершена 19 августа, когда гребная флотилия вернулась в Або, а корабельный флот - в Ревель.
Парусный линейный корабль 4 ранга «Портсмут» был заложен по заказу О. Соловьева в июле 1714 года в Амстердаме и после спуска на воду в ноябре того же года вошёл в состав Балтийского флота России. 19 (30) июня 1715 года в составе отряда покинул Амстердам и ушёл в Англию[2], а 31 мая (11 июня) 1716 года прибыл из Англии в Копенгаген. Вооружение корабля составляло 54 орудия, экипаж – 330 человек.
С 5 (16) по 14 (25) августа 1716 года, находясь в составе четырех объединенных флотов России, Дании, Голландии и Англии, выходил на поиски шведского флота к острову Борнхольм в Балтийском море, а 22 октября (2 ноября) прибыл с эскадрой в Ревель.
С 4 (15) июня по 16 (27) июля 1717 года входил в состав эскадры генерал-адмирала графа Ф.М. Апраксина, которая находилась в крейсерстве у берегов Швеции и принимала участие в высадке десанта на остров Готланд. 31 июля (11 августа) 1717 года присоединился к отряду капитан-командора Я. Фангофта и в его составе ушёл в крейсерство в Балтийское море, во время которого у Аландских островов была захвачена шведская шнява «Полукс», а 20 (31) августа с другими судами отряда вернулся в Ревель, приведя с собой трофейное судно.
В 1718 году выходил в крейсерство в Финский залив в составе эскадры. 15 (26) мая 1719 года во главе отряда капитана 2-го ранга Н.А. Синявина ушёл из Ревеля на поиск судов противника.
24 мая (4 июня) 1719 года, в морском сражении у острова Эзель в составе отряда из шести линейных кораблей и одной шнявы под брейд-вымпелом капитана 2 ранга Н.А. Синявина в жарком бою с отрядом из трех шведских кораблей, несмотря на сильные повреждения в такелаже (были перебиты штаги и марса-фалы, а оба марселя упали на эзельгофты), команда «Портсмута» продольными картечными выстрелами заставила шведские 34-пушечный фрегат «Карслкрон-Вапен» и 12-пушечную бригантину «Бернгардус» спустить флаги. Петр I высоко оценил результаты боя и произвел Н.А. Синявина через чин в капитан-командоры, а все участвовавшие в сражении командиры кораблей получили повышения в чинах и золотые медали.
В июле 1719 года «Портсмут», в составе корабельного флота прикрывал переход гребного флота из Кронштадта к шведским берегам.
Как известно, к концу Северной войны, «англичанка» в свойственной ее политике манере подгадила России, - Англия в начале 1719 года заключила с Австрией, Саксонией и Ганновером Венский договор, направленный против России. В июне на Балтику была отправлена английская эскадра адмирала Ч. Норриса, после заключения 6 августа 1719 года англо-шведского союзного договора он получил приказ соединиться с шведским флотом.
Как уже говорилось выше, в июле 1719 года «Лондон» и «Портсмут» прикрывали поход российской галерной флотилии, совершившей первые десанты на побережье Шведского королевства в районе Стокгольма. Десанты были завершены 19 августа, когда после заключения шведско-английского военного договора английский флот пришел на Балтику, соединился со шведским и стал угрожать российским военно-морским базам.
В этой ситуации Петр Алексеевич решил отозвать в Кронштадт корабли, командный состав которых был укомплектован англичанами. В их число вошли: «Лондон» с экипажем 397 человек, «Портсмут» с экипажем 343 человека, «Девоншир». Утром 26 сентября отряд под общим командованием капитана 1 ранга Роберта Лителя вышел из Ревеля и утром 30 сентября подошел к острову Котлину. Флагманский «Лондон» шел первым, сразу за ним «Портсмут», а «Девоншир» - в двух милях позади них. При этом, ни капитан Р. Литель, ни капитан-поручик Э. Уркварт, командовавший «Портсмутом», принятые на службу сравнительно недавно, ни разу в Кронштадт не плавали и фарватер не знали.
Возможно, в силу этого, а, может быть, в силу других причин оба передовых корабля разом встали на мель, тянувшуюся вдоль южного берега Невской губы. Причем шедший передовым «Лондон» не только плотно засел на грунт, но и проломил днище и стал заполняться водой. Тем не менее, шансы на его спасение оставались ввиду близости главной базы флота. Однако утром 1 октября начался сильный шторм от северо-запада, который надвинул корпус корабля дальше на мель, окончательно разрушив обшивку, и заставил срубить мачты.
Вечером того же дня вице-адмирал Томас Сандерс докладывал графу Ф.М. Апраксину с острова Котлина: «... «Лондон» в таком же худом состоянии, что полон воды по нижний дек, все их мачты срублены, а люди их еще все на оных кораблях...»[3]. Уже 2 октября был получен приказ капитану Н. Синявину «трудится над кораблями, чтоб как можно больше достать...»[4]. 5 октября корабли лично осмотрел царь Петр, прибывший к ним на шлюпке с Красной Горки. При таком внимании высшего начальства работы шли быстро, и 9 октября шаутбенахт П.И. Сивере сообщил графу Ф.М. Апраксину, что все пушки с «Лондона» сняты и привезены на остров Котлин[5]. Очевидно, снято было и другое имущество, находившееся на верхних палубах.
Корабль «Портсмут» 1 октября сильным ветром и волнением корпус стянуло с мели на глубину, где он затонул. В рапорте вице-адмирала Томаса Сандерса, составленном вечером 1 октября 1719 года, сказано: «... как ветер стал WtN, стащило его с якорем через песок и потопило в глубокой воде, и теперь малым, чем больше, что его шканец, поверх воды»[6]. То есть весь корпус корабля был погружен в воду. Тем не менее, уже 9 октября с палубы «Портсмута» были сняты все легкие пушки «да исподних (нижних) четыре»[7].
Новые упоминания о корабле встречаются в документах в связи с первым катастрофическим наводнением в истории Санкт-Петербурга, которое произошло 16 ноября 1721 года. Повышение уровня воды тогда достигло 2,54 м, и этот подъем воды, волнение и ветер снесли корпус корабля еще дальше на глубину.
В истории гибели двух линейных кораблей есть вопрос, который естественным образом формируется в формате теории заговоров: а не имела ли место спланированная диверсия?
Научный руководитель проекта «Подводное наследие России» Андрей Лукошков дает следующий текст: «… «Портсмут» с новым командиром 26 сентября ушел вместе с «Лондоном» и «Девонширом» из Ревеля в Кронштадт и 30 сентября в тихую погоду встал на мель у южного берега Невской губы, напротив острова Котлин. При этом «Портсмут» получил опасный крен, и для его устранения пришлось срубить мачты. Во время крушения при невыясненных обстоятельствах был убит командир корабля - капитан-поручик Эдмонд Уркварт»[8].
Эта информация проходит только у указанного автора. Примечательно то, что весьма дотошный в ссылках на источники А.В. Лукошков в данном случае умалчивает, где взята такая детективная информация?
О капитан-поручике Адаме Урварте (Урхарте) «Общий морской список» ничего сказать не может, всего лишь строка: «1718 г. июля 1. Принят на службу в поручики. По окончании кампании произведен в капитан-поручики»[9].
Другие современные авторы[10], как о гибели командира «Плимута», так и об иных человеческих жертвах не сообщают. Отсутствует подобная информация и в «Очерке русской морской истории» (СПб, 1875), там о катастрофе сказано коротко: «Переход кораблей из Ревеля был на этот раз очень несчастлив: два корабля, Портсмут и Лондон, при входе на котлинский рейд стали на мель и затонули…»[11]
О человеческих жертвах не говорится и в «Материалах для истории русского флота» (СПб, 1865). Спасение членов экипажа и «41 человек шведских полонянников», находившихся на борту «Лондона» и «Портсмута», было организовано сразу уже 1-го октября: «…Они посажены на один от ботов, которых я к ним послал к споможению, и ныне посылаю к ним всякую помощь, что возможно чинить и спасти людей», - докладывал Т. Сандерс графу Ф.М. Апраксину[12].
Расследование по обстоятельствам гибели кораблей было начато фактически сразу. 2 октября граф Ф.М. Апраксин писал князю А.Д. Меншикову: «Ц.В. указал В.С. по должности вашего чина и при вас г. шаубенахту Сиверсу и другим офицерам, кого вы к тому за благо избрать изволите, розыскать и изследовать о кораблях Лондон и Портсмут теми офицерами которые на тех кораблях командирами были, даже до последнего матроса, каким образом оным кораблям гибель учинились и по розыску кто будет виновен над теми учинить фельдгер кригсрехт. Извольте В.С. по его Е.Ц.В. повелению исполнять»[13].
Персональная ответственность за гибель кораблей была возложена на капитана 1 ранга Роберта Лителя, всего лишь год как принятого на русскую службу «с жалованьем по 30 рублей в месяц» капитаном 2 ранга.
Р. Литель, командовавший в кампанию 1718 года флагманским кораблем «Шлиссельбург», уже в апреле 1719 года был произведен в капитаны 1 ранга. Летом этого года командовал кораблем «Нептунус» при Котлине, а потом кораблем «Марлбург» в плавании с флотом к Ламеланду.
«Общий морской список» повествует о драматической странице его биографии следующим образом:
«При возвращении эскадры к Котлину командовал отрядом из кораблей «Лондон» и «Портсмут», которые близ Толбухина маяка стали на мель и разбились, за что отдан под суд и содержался под строгим арестом».
А затем:
«1720 г. июля 8. «За оплошность и несмотрение погибших кораблей «Лондона» и «Портсмута»» разжалован в лейтенанты.
1721 г. ноября 15. «Для вечного мира с Швециею» написан в прежний ранг»[14].
Корпус корабля «Лондон» остался стоять на мели, и в дальнейшем было принято решение использовать его в качестве основания для маяка, ограждавшего мель с севера, которая со временем стала именоваться «Лондонской».
Работы по строительству были поручены капитану 1 ранга (с октября 1722 года - капитан-командору) Эдварду Лейну.
Капитан Э. Лейн, обследовавший эту мель в 1721 году, доносил А.Д. Меншикову, от 2-го января:
«Против Красной горки я был, где потонул корабль Лондон, на котором месте делать маяк и сыскал на самом конце той мели глубины на 16 фут; а от того места до корабельного ходу в длину около 30 сажень. А на котором месте ныне тот утопший корабль стоит, от оного в линию на Александрову крепость до того места, где глубина до 16 фут, в расстоянии 1 верста 50 сажень; от той-же глубины к кораблю в ином на 18 и на 22 фута. А лес к той работе взять от Вашего Сиятельства. Прошу, не изволитель Царскому Величеству доложить закладывать-ли на том месте маяк»[15].
К 8-му января 1721 года для рубки маяка уже был подвезен лес, наняты плотники и для битья свай доставлены хопры. К концу января были вбиты все сваи, числом 104, а с 30-го января приступили к рубке срубов, которая была окончена к концу апреля и к тому же времени было насыпано в срубы 70 куб. сажень камня, дальнейшая погрузка которого производилась до самого открытия навигации, так что 17-го апреля срубы были выведены на 14 фут выше горизонта воды и общее число нагруженного в них камня доходило до 90 куб. саж.
Но в том же году осенью маяк значительно повредило, как видно из донесения Э. Лейна Государю от 5-го марта 1722 года, «на оном во время большой погоды волнами чрез его происходило, и с морской стороны сбило бревен с пятнадцать». В начале марта 1722 года все эти повреждения были исправлены и маяк «во всем в совершенстве сделан», при чем «выше того вновь нарублено полдевята венца», а в начала апреля «и в нагружении сверх пятидесяти сажень еще 15 сажень камня положено».
Целенаправленные поиски останков обоих линейных кораблей Петра I были начаты весной 2008 года, когда стало известно о выделении участка Лондонской отмели под добычу строительного песка.
Обнаружить останки корабля удалось лишь в 2008 году. Подводные археологи нашли крупный фрагмент носовой части и извлекли с глубины предметы, среди которых – пушечные ядра, наконечный абордажной пики, цепной книппель, фрагменты якоря. Сегодня найденные артефакты выставлены в музее истории Кронштадта.
[1] В 1711 году Ф.С. Салтыков был отправлен царем Петром Алексеевичем для закупки военных кораблей и фрегатов. «Лондон» был десятым в списке купленных в Англии линейных кораблей. В переписке он указан как 60-пушечный. Стоимость сделки составила 5000 фунтов стерлингов (Лукошков А.В. Реестр кораблей и других объектов подводного историко-культурного наследия Российской Федерации. Том 1: Финский залив. Книга 1: Корабли и суда XVIII века (Часть 1). - Блиц, 2017).
[2] Фактически: корабли (будущие «Портсмут» и «Девоншир») 19 июля 1715 года были отбуксированы в Англию, где в Грейвзенде на Темзе на них установили мачты, рангоут, такелаж и паруса. Здесь же корабли получили свои имена - «Портсмут» и «Девоншир», которые стали данью уважения к союзникам-англичанам (Лукошков А.В. Реестр кораблей и других объектов подводного историко-культурного наследия Российской Федерации. Том 1: Финский залив. Книга 1: Корабли и суда XVIII века (Часть 1). - Блиц, 2017).
[3] Материалы для истории русского флота. Часть 2. – Санкт-Петербург, 1865, с.432.
[4] Там же, с.434.
[5] Там же, 1865, с.437.
[6] Там же, 1865, с.432.
[7] Там же, с.437.
[8] Лукошков А.В. Реестр кораблей и других объектов подводного историко-культурного наследия Российской Федерации. Том 1: Финский залив. Книга 1: Корабли и суда XVIII века (Часть 1). - Блиц, 2017.
[9] Общий морской список от основания флота до 1917 г. Том 1.- Санкт-Петербург: Атлант, 2013, с.477.
[10] Чернышев А.А. Погибшие без боя. Катастрофы русских кораблей XVII-XX вв. - Москва: «Вече», 2017; Широкорад А.Б. 200 лет парусного флота России. - Москва: «Вече», 2007.
[11] Очерк русской морской истории. Часть 1. – Санкт-Петербург, 1875, с.329.
[12] Материалы для истории русского флота. Часть 2. – Санкт-Петербург, 1865, с.432.
[13] Там же, с.434.
[14] Общий морской список от основания флота до 1917 г. Том 1.- Санкт-Петербург: Атлант, 2013, с. 332.
[15] Головизнин К. Исторические сведения о русских маяках. I. Русские маяки в царствование Петра Великого, 1699-1725. «Морской сборник», №10, ноябрь 1884, с.41.