Найти тему
Телеканал «СОЮЗ»

Протоиерей Максим Плетнев: Судьба в контексте Православной веры

Когда мы говорим о судьбе, возникает сразу масса вопросов о роке (даже есть представление, что все уже написано в книге жизни). Мысль о предопределенности формирует пассивный взгляд на происходящее: мол, все равно все решено, я ничего сделать не могу… Как православный человек в контексте Православной веры осознает понятие судьбы? Что об этом говорит Священное Писание?

– Начнем со Священного Писания, чтобы не быть голословными: наша вера, наше богословие основаны прежде всего на библейских текстах, библейский взгляд – ориентир в наших рассуждениях, мыслях о Боге, о мире и о себе. Каково же наше место в этом мире?

Мы все стараемся сверять со словами Священного Писания. Мне очень нравятся цитаты из Книги Сираха: Как глина у горшечника в руке его и все судьбы ее в его произволе, так люди – в руке Сотворившего их, и Он воздает им по суду Своему. Мы видим, что Господь – Вседержитель: образ мира – как глины, из которой горшечник творит. Мир, вся наша вселенная, судьбы отдельных людей в том числе – это глина. Как горшечник полностью владеет глиной, может вылепить все что захочет, так и Господь волен в этом мире и воздает по суду Своему. Здесь тоже момент воздаяния по суду.

Фатализм, конечно, в Библии не просматривается. В Книге Притчей есть цитата другого рода, но она тоже об этом: Многие ищут благосклонного лица правителя, но судьба человека – от Господа. Здесь мы видим, что люди чаще всего не смиряются с судьбой.

Даже из текстов, которые мы сегодня читаем, понятно, что судьба приравнивается в Библии к воле Божией. Человек ищет обходных путей, благословения порой не Божия, а человеческого, но судьба его в руках Божиих. Мы не понимаем волю Божию, не совсем осознаем, что происходит, не можем этого понять в полноте: мы видим нашу жизнь, судьбы других людей, но там не все логично. У нас нет возможности четко расписать жизнь человека: вот это у него произошло потому, что то-то и то-то, а здесь то-то и то-то, а вот здесь Господь захотел этого от человека – и такая ситуация сложилась. Конечно, так нельзя.

Читаем Послание к Римлянам апостола Павла (Новый Завет): О, бездна богатства и премудрости и ведения Божия! Как непостижимы судьбы Его и неисследимы пути Его!

Если мы исходим из понимания судьбы как воли Божией, то все становится на свои места: наша задача в этом мире – узнать волю Божию и стараться ее выполнить. Узнать пути, узнать, что же Господь преднамерил мне, какое у меня предопределение в этой жизни, зачем меня Господь воззвал из небытия, дал жизнь, призвал к тому или иному служению в этом мире и что я должен постараться исполнить. Узнать волю Божию не так сложно – некоторые люди ломают головы, но есть Библия, Евангелие. В Евангелии Господь дает нам одну двуединую заповедь – вот она, судьба, воля Божия: любить Бога и ближнего. По-моему, все четко и понятно: возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим, и всею душею твоею, и всем разумением твоим, и всею крепостию твоею и возлюби ближнего твоего, как самого себя, – это и будет твоя судьба, воля Божия и ее исполнение.

Еще одна тема, которая укладывается в контекст нашей беседы. Мы часто слышим «судьба народа» – и в Священном Писании, и в Ветхом Завете мы об этом читаем: как только народ отходит от воли Божией, его постигает какая-то беда. В современном обществе, где верующих меньше, чем мы бы хотели, возникает постоянный разговор о судьбе страны, народа. Что можно ответить?

– Тут важно понимать, кто такой вопрос задает. Если это верующий человек, там одна позиция. А если неверующий, то неверующие бывают очень разными.

Есть у нас неверующие люди, смотрящие на мир в парадигме коммунистического мировоззрения: там есть цивилизационный прогресс, этапы (рабовладельческий строй, феодальный, капитализм, социализм, коммунизм). Все-таки в данный момент мы вошли в пространство капитализма (регресс в этой теории).

Есть прогрессистская теория либерального воззрения – гуманизм. Здесь мы подходим к теме бунта человека против Бога – к теме строения Вавилонской башни. Это тема трансгуманизма, активного изменения сегодняшнего мира и человека в этом мире: «транс» – это «движение». Тут такие идеи, что современный человек – только одна из ступеней, а мы идем к следующей ступени, к более продвинутому человеку и более продвинутому миру.

В чем здесь богоборчество? Такое построение мира – вне Бога: в картине мира, где активный трансгуманизм – позитивное явление, Бога нет, нет Его воли. Соответственно, нет стремления узнать эту волю и ее исполнить. Есть разные взгляды. Есть такой: то, что происходит сегодня в мире или с народами, – случайность, стечение обстоятельств. Происходит масса случайностей – и получается та или иная ситуация. Или же это какой-то план, чья-то воля, и к этой воле движутся определенные силы. Или третий взгляд: есть и то, и то, а получается третье.

Если мы исключаем Бога из этой цепи размышлений, начинаются все эти распри и прочее...

Вопрос телезрителя Евгения из Белгорода: «Я думаю, проблема как раз в том, что Бог как Всемогущий, Всевидящий и Всезнающий вне времени. Он знает все о нас, как с нами будет и чем это кончится: на все воля Божия. Но мы этого не знаем и всеми путями хотим это узнать… Надо жить по воле Божией, полюбить ближнего, а как без лицемерия, по-настоящему возлюбить его? Как полюбить врага, который тебя, мягко говоря, изнасиловал? Как это сделать практически?»

– Я за то, чтобы меня возлюбили и с лицемерием. Я за любовь в этом мире – я не против, чтобы меня любили, хоть и лицемерно: лицемерно лучше, чем никак.

Давайте будем пытаться хоть так, как получается: криво и косо, лицемерно, не в полноте. Как воплотить слова о любви к ближним? Хотя бы быть немного добрее друг к другу. Не надо высоких слов и целей ставить. Мы все друг от друга не очень отличаемся: мы в зачаточном духовном развитии, мы не способны на любовь, которую видим у святых, – христоподражательную любовь, любовь самопожертвования.

Хотя бы надо простые добрые вещи делать время от времени. Стараться делать маленькие дела. Не великие. Но каждый день что-то доброе делать, уже будет замечательно, уже будет лучше. Не надо разбираться, делаю я это с гордостью или без гордости, насколько я тут лицемерен или нет: давайте с лицемерием сделаем, давайте с гордыней сделаем доброе дело – поможем бедному, страдающему человеку. Хоть так – уже будет хотя бы что-то. Лучше, чем просто стоять в сторонке и созерцать человеческую беду, размышлять, с какой стороны подойти, чтобы все это было искренне. Мы же говорили, что воля Божия явлена: она четко определена – нет тут никакой сложности.

Если человек порой хочет узнать будущее через гадалок, что тут узнавать-то? Все тоже понятно: мы умрем. Жизнь скоротечна: очень скоро все это кончится – очень быстро жизнь проходит.

Вопрос телезрителя Дмитрия из Ленинградской области: «Дайте, пожалуйста, совет, как изжить в себе тяжелые обиды, полюбить Господа и людей всем сердцем. Как это благоприятно влияет на судьбу?»

– Хороший вопрос. Давайте опять-таки маленькими шагами двигаться – творить маленькие дела любви.

Есть определенные приемы умственные: мы отделяем человека от греха. Как мы можем любить людей, когда они нам лично делают плохо? Мы стараемся увидеть отдельно человека и его состояние. Человек украл у меня кошелек, например. Мне плохо от этого: я хотел продукты купить для семьи, а теперь не могу, это затруднение, и я могу гневаться на этого человека, но в то же время могу и рассудить, в каком духовном состоянии находится этот человек, раз может совершать такие поступки: где его душа, где Господь в его жизни? Мы можем этого человека пожалеть: когда кто-то творит зло, он прежде всего несчастный человек.

Счастливым зачем воровать и делать какое-то зло? Конечно, какое-то зло они все равно делают, часто не совсем сознательно, – тем не менее они стремятся к добру.

Как нам прощать? Первый момент – отделяем человека от его греха: грех, поступок – отдельно, человек – отдельно. Далее: стараемся за людей молиться – за обидчиков в том числе. Это очень хорошее упражнение: оно и гордость убирает, и порой мы действительно четко не видим, что происходит (часто не видим, как мы много согрешаем против других людей, не осознаем, как мы кого-то обижаем, сколько зла нанесли – иногда доносят до тебя, как ты порой выглядишь со стороны, сколько неловких движений и обидных вещей для людей творишь)... Это удивительно.

Я всегда удивляюсь, что каждый знает, как надо… Какие мы грешные, – но человек убежден, что он прав: он знает, как надо, а другие не правы. И так каждый – это настолько удивительно… Это же не просто самомнение – такова наша природа: это даже не эгоизм, а внутренняя бытийная сущность. Мы про себя думаем, что знаем, как лучше, и с этим функционируем, действуем, часто не осознавая, сколько дров наломали, сколько раз на ноги наступили другим людям и так далее… Здесь тоже можно подумать, какую гадость ты сделал другому человеку, и как-то смириться.

Еще один очень важный момент: в какой перспективе видения мира мы живем? Я – за перспективу, что мы скоро умрем: в этой перспективе что мне обижаться на того, кто какую-то гадость сделал, если я завтра предстану перед Богом? К чему это вообще? Это настолько ничего не стоит, настолько бессмысленно, не имеет ценности и значения – ну, сделал и сделал. Помочь ему можно чем-то, если у меня есть на это силы и возможности, – вот и все. А так – завтра пред Богом весь этот мир кончится, все эти дрязги, заботы, суета – все уйдет, и я окажусь в другом мире, где нет тела, где нет материи, где только духовные сущности. Вот что там дальше будет со мной – куда я потянусь, чем буду жить? Если тут я живу с Богом, то там потянусь к Богу, а если здесь вне Бога, то и там окажусь непонятно где. И эта перспектива дает в том числе возможность отделить себя от этих внутренних обид, которые действительно порой человека разъедают.

Но бывает ситуация – человек вроде все понимает, его умонастроение примерно в таком духе, но боль все равно есть в сердце. Например, жену бросил муж, и она все равно на него в обиде. Бывает, он возвращается, она умом готова его принять и простить, но сердце болит. Если оно болит, ты же его не можешь заткнуть.

Чем здесь помочь? Иметь умонастроение именно такого плана и молиться – просить Бога о лечении своего сердца, врачевании этой боли. Бывают такие истории, которые не так быстро, но со временем проходят.

Вопрос телезрителя: «Этимология слова «судьба» – суд Божий. Это то, что человек сам сотворил своими действиями и поступками. И потом мы получаем соответствующий результат. Каждый человек свою судьбу творит сам; если он хочет изменить судьбу, надо поменять свои мысли, действия и поступки».

Чтобы поменять все это, и существует реабилитационный центр, где оказывают психологическую и духовную помощь.

– Дорогие друзья, приглашаю всех подключиться к нашей программе. А еще у нас в городе проходят мероприятия, где мы стараемся говорить о трезвости, здоровой жизни, традиционных ценностях.

Опять же, про спектакль «Я есть»: в нем много боли, но есть и свет. Автор спектакля прошла у нас реабилитацию, она актриса. Во время пребывания у нас ей исполнилось 50 лет – это взрослый человек, поэтому и спектакль взрослый. Реабилитацию она прошла вместе с мужем. Сейчас они ведут трезвый образ жизни, у них все хорошо. Они до этого были верующими людьми, но после реабилитации еще глубже вошли в церковную жизнь. Это замечательно.

Программа «Фавор» – это высокопрофессиональная и духовная помощь. Мне нравится данная программа тем, что человек может позвонить и в этот же день начать заниматься. За подробной информацией можно обратиться на наш сайт: favor78.ru

Сейчас телезрительница сказала, что мы сами создаем свою судьбу. Но если руководствоваться только общими нравственными, этическими нормами, то, на мой взгляд, это грустная история: все меняется в обществе, а судьба человека зависит от судьбы того места, где он живет. Возможно менять свою судьбу, руководствуясь Православной верой? На что нам опираться?

И еще – у православных есть мнение: предаю себя в руки Божии, и все – не надо ничего делать, трудиться и так далее. Правильно ли это?

– Тут я не могу согласиться. Прозвучала тема изменчивости этики и нравственности вне религии. Верующие люди четко понимают (на мой взгляд, это объективные знания), что нравственность и этика восходят к религиозному воззрению – по сути, это минимизация религиозных норм.

Если религиозные нормы обществом отвергаются, то нравственность и этика этого общества не имеют под собой серьезной основы. И, соответственно, они могут легко меняться на прямо противоположные (что и происходит сейчас). Это страшно.

Мы утверждаем, что нравственность – это воля Божия по отношению к человеку. Но если нравственные законы меняются на противоположные, это беда.

В отношении человека я за то, чтобы мы стремились к богоуподоблению: мы созданы по образу и подобию Божию – это и надо стараться воплотить в своей жизни. Один из способов приближения к Богу – творчество. Мы творцы, и Господь Творец. Самый главный объект человека для творчества – его жизнь. Я за то, чтобы мы творчески подходили к своей жизни, буквально ее творили, сочетаясь с судьбой Бога о себе, с Его волей (мое свободное творчество может быть далеко от правды, от хорошего и благого). Смысл жизни человека – в деятельности, в творчестве: постижение Бога должно быть деятельностным.

Есть другие пути. Например, путь созерцания. Но для этого надо уходить из мира: в миру это сделать сложнее, часто и невозможно – мир будет постоянно требовать от тебя активного участия в нем. Хорошо, если это будет направлено к той самой активной любви, о которой мы говорим. Это правильно, когда православные люди активные, проявляют общественную инициативу – не отделяются в какую-то полусекту («мы спасаемся, а вы все погибаете»). Православные люди должны активно участвовать в жизни и нести христианство в этот мир, пытаясь его изменить: на работе можно что-то менять, в семье – в семье вообще можно полностью выстраивать христианские отношения. Это будет влиять на меня, на жену, детей. Если дети будут воспитаны в христианском духе любви, в правильном отношении к Богу и людям, они это будут нести дальше.

Мы потихоньку меняем мир, являя Христа в этом мире. Господь говорит: По тому узнают все, что вы Мои ученики, если будете иметь любовь между собою – по любви именно деятельной. Наша любовь должна реализовываться в какое-то дело, пусть и маленькое. Необязательно делать великие дела – начните с маленьких, совсем простых вещей.

Так мы можем поменять судьбу народа.

– И судьбу народа, и свою собственную.