Найти тему
Телеканал «СОЮЗ»

29 октября – память священномученика Иоанна Заседателева, пресвитера

Священномученик Иоанн Заседателев родился в 1867 г. в Саратовской губернии в крестьянской старообрядческой семье. Женился в 16 лет. В 1885 г. его отец и сам Иван присоединились к Православной Церкви. Иван не просто отошел от старообрядчества, а посвятил свою дальнейшую жизнь миссионерской деятельности среди старообрядцев – он сблизился со священниками-миссионерами, разъезжал с ними по деревням и участвовал в беседах со старообрядческим населением. В 1896 г. был рукоположен во иерея и назначен служить в единоверческой церкви с. Корнеевка в Самарской губернии. В 1920 г. перешел в единоверческую церковь г. Николаевска (потом город стал называться Пугачёв).

В 1932 г. отец Иоанн был вынужден перейти служить в с. Сулак, где прослужил только 3 месяца. В 1934 г. священник был арестован Пугачёвским районным отделом НКВД в с. Корнеевка, где прослужил 24 года. Его обвинили в «составлении и распространении рукописей антисоветского содержания с целью восстановить отсталые массы против Советской власти». На допросе отец Иоанн сказал: «Основной целью жизни считаю борьбу с атеизмом, занимаюсь сочинением богословских трактатов. Написал трактаты: «Генеалогия человека», «Всемирный потоп», «Мозг, душа и дух», «О Душе» и другие».

Священника приговорили к 3 годам ссылки в Казахстан, из которой он вернулся только в 1939 г. и поселился в г. Пугачёве, – но служить там было негде. Один человек принял отца Иоанна у себя в доме, и многие люди стали обращаться к священнику с просьбами крестить младенцев и отпевать покойников.

Отец Иоанн обратился в Пугачевский горсовет за разрешением открыть молитвенный дом, но ему отказали. В сентябре 1941 г. на квартиру, где жил священник, пришли с обыском. Нашли 24 церковных предмета, в том числе антиминс, копие, священное облачение. Выездная сессия Саратовского облсуда в г. Пугачеве приговорила отца Иоанна к расстрелу, который заменили на 10 лет лагерей.

25 октября 1942 г. отец Иоанн Заседателев прибыл в Карлаг НКВД в Карагандинской области, а 29 октября скончался в лагере от правосторонней пневмонии и истощения.

Братья и сестры, несмотря на трагический характер жития, так радостно читать слова допроса: «Основной целью жизни считаю борьбу с атеизмом, занимаюсь сочинением богословских трактатов». Конечно, отцу Иоанну почти с самой юности пришлось привыкнуть к борьбе с предрассудками и заблуждениями. Это нам легко читать, что он с отцом присоединился к Православной Церкви, но нужно понимать, что старообрядцы вели очень тесный общинный образ жизни: часто очень многие деловые и личные связи были обусловлены принадлежностью к той или иной старообрядческой ветке и переход в единоверие влек за собой отторжение от прежнего круга общения, перемену привычного образа взаимодействия с людьми. Отец Иоанн однажды пережил это, и с приходом советской власти ему было легче принять очередную волну отчуждения.

Как смело и достойно заявляет он о своем призвании бороться с атеизмом! Что же это такое – борьба с атеизмом? В первую очередь, это борьба с представлением, что наука и религия находятся в одной плоскости, так сказать, «одного поля ягоды». Достаточно долго религиозные мыслители и деятели не могли смириться с тем, что «книга природы» не нуждается в подпитке из Книг Священного Писания. Постоянно говорилось: вот у нас ведь в Библии написано, а потом проходило время, научные взгляды менялись, и в нас летели камни: вот, мол, она, эта ваша непреходящая истина. Но сейчас мы уже успокоились: Библия – Книга о спасении людей, а не инструкция по устройству планеты Земля.

Другое больше беспокоит в наши дни. Теперь естественная наука пытается проторить дорожку в область религии. Так, например, атеистический писатель А. Розов в своей книге «Зоофизика религий» пишет: «Ниже будет показано, как на самом деле произошли монотеистические культы личностных богов. Мы увидим, что все они являются атавизмами, связанными с социальной зоопсихологией приматов, и чем больше человек им следует, тем ниже опускается к уровню своих предков – обычных неразумных животных». Если раньше атеизм боролся с религией, теперь он включает ее в устаревшие психические функции, унаследованные от обезьян. Логика проста: не хотите быть похожими на обезьян – не верьте.

Братья и сестры, будем терпеливы. Все придет в норму и каждый займет свое место. Мы, верующие, много веков старались неправомерно влиять на науку – надо теперь и нам потерпеть нелепые попытки научного сообщества вместить религиозные чувства и представления в рамки психофизиологии…

Священномучениче Иоанне, моли Бога о нас!