Найти тему
66.RU

Геймеры и вебкам-модели зарабатывают триллион рублей в год. Возможно, это самые полезные люди в стране

Фото: Анастасия Кеда, 66.RU
Фото: Анастасия Кеда, 66.RU

Невидимки, зарабатывающие в интернете, приносят государственной казне больше денег, чем все чиновники с нацпроектами и институтами развития, считает глава компании «Недремлющее око» Леонид Стариков. Несогласных с его выводами он призывает высказать свое мнение.

— Наверняка вы заметили, что теперь приходится платить все штрафы ГИБДД, все налоги и исполнительные листы. Иначе приставы спишут все это два-три раза с разных карт и сверху добавят исполнительский сбор.

А вот еще прекрасный факт — налоговые поступления в бюджет РФ за первые полгода 2021-го выросли на 29%.

А экономика (ВВП) выросла на 2,9%.

Представляете — свое благосостояние мы улучшили на 2,9%, а налогов собрали, как будто вся страна в деньгах купается.

Такие чудеса происходят в том числе благодаря тому, что появился институт самозанятых — с 2019 года их уже 2,7 млн человек. Другими словами, правительство придумало, как раскрутить на налоги дополнительно 4% населения страны на ровном месте.

Относиться к этому можно по-разному, но в 2019 году самозанятые насыпали в бюджет РФ 130 млрд рублей.

И это действительно новая нефть с точки зрения государства.

А теперь представьте себе, что есть целая категория людей, которая вообще не платит налоги и живет вне поля зрения государственного ока.

И, возможно, это самые полезные жители страны.

Кто они?

  • Они рисуют арты и продают их через биржи NFT-токенов
  • Они прокачивают персонажей в играх и фармят внутриигровую валюту и продают ее за реальные деньги
  • Они выигрывают в покер на онлайн-турнирах
  • Они зарабатывают на ставках в зарубежных букмекерских компаниях
  • Они работают как фрилансеры на зарубежные компании
  • Они стримят и собирают донаты с других юрисдикций
  • Они создают контент, и гугл платит им за размещения рекламы
  • Они преподают русский в зарубежных онлайн-школах
  • Они киберспортсмены и получают призовые и рекламные контракты
  • Они продают свои фото и видеоконтент на стоках

Даже вебкам-модели и криптовалютчики относятся к этой группе.

Почему я называю их самыми полезными жителями страны?

Потому что, весьма вероятно, это самые крупные инвесторы в российскую экономику на данный момент.

Судите сами — чистый отток капитала из РФ за 2020 год составил 47,8 миллиарда долларов против 22,1 миллиарда долларов годом ранее, говорится в материалах Банка России. Это значит, что Россия отправила за рубеж денег на 3,5 триллиона рублей больше, чем получила сама.

Зарубежные инвесторы не горят желанием вкладывать в Россию, наши олигархи тратят за границей, и даже экспорт нефти и газа не выправляет торговое сальдо.

А вот этих ребят, о которых вы, наверное, думаете: «лучше бы нормальную работу нашел, а не сутками за компом сидел», можно считать экономическими агентами — они загоняют в Россию доллары и евро, тратят их здесь и инвестируют таким образом в отечественную экономику.

Это туристы наоборот, или, лучше сказать, туристы навсегда. Они живут в собственной стране, но деньги тратят здесь зарубежные, как туристы. Как вы знаете, в мире полно стран, живущих только за счет туризма, поэтому все борются за турпотоки.

А самая большая ирония в том, что государство считает этих людей тунеядцами, а общество — бездельниками, которые непонятно чем занимаются.

При этом никто не знает, сколько их, и никто не может посчитать, сколько денег они приносят.

Я тоже не знаю, но давайте попробуем прикинуть.

Здесь мы ступаем на зыбкую почву допущений и предположений, но картина примерно такая: общее количество безработных на 2020 год в стране — 5,9%, или 4,321 млн человек.

Предположим, что ребята из нашей страты не стали бы регистрироваться на бирже труда, где уже числится 2,787 млн человек.

Допустим, что интересующая нас прослойка на 100% состоит из городских жителей, в России таких — 74,95% . Значит, верхней границей выборки будет городская часть безработных, не получающих пособие, а именно — 2,09 млн человек.

Очевидно, что не все безработные добывают деньги в интернете, но так же верно и то, что дополнительный заработок в интернете есть и у трудоустроенных людей, поэтому наше допущение не выглядит диким.

Далее — реформа самозанятых показала, что государство по щелчку пальцев достало из тумана 2,7 млн репетиторов, монтажников, программистов, дизайнеров и других всего за один год.

Очевидно, что это не конец истории — самозанятых в стране может быть в два-три раза больше.

Наша страта занимается похожими вещами, но официально легализоваться не может, так как получает доход в валюте и налогов не платит. Поэтому я допускаю, что количество самозанятых может быть сопоставимо с количеством «зарабатывающих в интернете».

Также косвенным доказательством можно считать показатель проникновения интернета в России. Для нашей возрастной группы (до 44 лет) он составляет 90%, то есть техническая возможность есть.

Далее, раз мы предположили, что наши «туристы навсегда» не получают пособие, поскольку зарабатывают значительно больше и не хотят заморачиваться, пусть их доход будет хотя бы на уровне средней зарплаты по стране — 51 352 рубля в месяц.

В этом месте я приведу совсем не репрезентативный аргумент, но все же: в кругу моего общения есть с десяток людей из нашей страты, и все они зарабатывают 100–200 тысяч рублей в месяц. Экстраполировать это на всю выборку нельзя, но как штрих на картину вполне подойдет.
Перемножив 2,09 млн человек на среднюю зарплату, получаем, что наша страта приносит в экономику страны 1,287 трлн рублей ежегодно.

По оценке Росфинмониторинга, объем теневой экономики России в прошлом году превысил 20 трлн рублей и составил порядка 20% ВВП страны. Наши расклады вписываются и в эту цифру.

Для сравнения — по данным Банка России, в 2020 году прямые иностранные инвестиции составили 8,6 млрд долл., или 628 млрд руб. по текущему курсу.

Получается, что вся государственная махина с толпой чиновников, нацпроектами, институтами развития и всем прочим привлекла денег вдвое меньше, чем ребята, которые просто сидят в интернетах.

P. S. Для экспертов, у которых всегда есть свое мнение.

Я прекрасно понимаю, что из количества самозанятых никак не следует количество «зарабатывающих в интернете», точно так же, как из проникновения интернета не следует, что все там зарабатывают. Вообще, любая попытка выйти на цифры по этой страте обречена на провал, потому что ни этих данных, ни методики их расчета ни у кого нет.

Буду рад, если вы предложите свои варианты.