Найти тему
Виталий Дип

Банальность зла. Человек и обстоятельства.Часть 1.

Адольф Эйхман. Простой немецкий служащий, никак не выделяющийся своими способностями. Исполнительный, обязательный. Психологически устойчивый. Образцовый муж и замечательный отец. Эйхман вел праведную жизнь, ходил в церковь и в магазин за покупками, был обычным, заурядным белым воротничком.

Адольф Эйхман прожил бы счастливую жизнь немецкого бюргера, и мы никогда не узнали бы о нем. Но он родился в начале 20го века, и по стечению обстоятельств попал на работу в один неприметный отдел Гестапо во время правления третьего рейха.

Обычный немец возглавил Еврейский подотдел Гестапо, отвечающий за окончательное решение еврейского вопроса. Эйхман скурпулёзно подходил к своей работе. В 1942 он был в Минске и присутствовал на казни евреев, тщательно замеряя и записывая весь ход процесса, убиваясь неэффективностью и способов убийства, применяемых «дуболомами» из СС.

После этого он приходил домой, ужинал, жаловался супруге на «баранов» из других отделов, мешающих еще лучше ему делать свою работу. Укладывал детей спать и мирно засыпал в своей теплой постели, пока созданная им машина смерти крошила тысячи жизней в минуту.

Мы привыкли думать, что зверства, творимые людьми в нацистской Германии – это ошибка истории, непонятное недоразумение. Но на самом деле это так?

Этим вопросом в начале 60-х годов задался профессор Йельского университета Стэнли Милгрэм. Милгрэм хотел получить ответ на вопрос: насколько люди могут быть жестокими и безжалостными по отношению к совершенно невинным людям, если причинение вреда и боли входит в их служебные обязанности?

Стэнли Мингрем крайне скептически относился к возможным результатам эксперимента, до его начала он планировал поехать в Германию, т.к. считал, что немцы обладают уникальным менталитетом, который и способствовал зверствам в лагерях смерти. Но жизнь расставила все на свои места.

Суть эксперимента заключалась в следующем:

Участвуют 3 человек («Начальник», «Учитель», «Ученик»)

«Учитель» является подопытным, «Начальник» и «Ученик» – подставными.

«Учитель» задает вопросы и, если «Ученик» отвечает неправильно, его бьют током различной интенсивности. Сила тока от 15 В до 450 В. Начав с напряжение 15 В «Учитель» должен увеличивать напряжение на 15 В после каждого неправильного ответа.

В функцию «Начальника» входила поддержка «Учителя» и его убеждение, что нужно продолжать до конца эксперимента, несмотря на все возможные последствия ударом тока «Ученика» напряжением в 450 В.

Перед началом Эксперимента Милгрэм провел опрос среди своих студентов – выпускников, специализировавшихся на психологии в Йельском университете. Вопрос стоял следующий: Сколько «Учителей» дойдут до отметки 450 В. Большинство опрошенных утверждали, что таких людей будет не более 1-2%.

Профессор так же опросил порядка 40 психиатров. Они были еще дальше от истины. Они предположили, что лишь 20% «Учителей» дойдут до отметки 225 В, и только 1 из тысячи дойдет до отметки в 450 В.

Результаты исследования вызвали эффект, разорвавшийся бомбы. 65% «Учителей» продолжали издеваться над «Учениками» и дошли до отметки 450 В, неоднократно наказывая невинного человека за неправильный ответ, по сути, потенциально смертельным ударом тока. И останавливались они лишь тогда, когда «Начальник» приказывал остановить эксперимент.

Шок общественности был настолько силен, что мало кто поверил в результаты эксперимента, посчитав их ошибкой. Но последующие повторы эксперимента не оставили никаких сомнений в их объективности.

Эксперимент проводили на всех континентах, десятки команды и результаты были сопоставимы с базовым экспериментом. На поведение «Учителей» не влияла ни раса, ни национальность, ни пол, ни политические взгляды, ни религиозные убеждения.

Экспериментаторы убедительно доказали, что обычный человек, в определенных обстоятельствах, способен причинять вред (вплоть до убийства и причинения тяжких телесных повреждений) другому, совершенно не винному человеку. Для этого необходимо убедить человека принять правила игры навязанное авторитетом, тем самым сняв с испытуемого ответственность.

Продолжение в части 2