Найти в Дзене
PRO Travel

авиа лоу-костеры в России: вопрос цены

Лоу-костеры в России: Вопрос цены

Эта статья была написана мной по просьбе журнала "Турбизнес" еще в 2011 году и сейчас неожиданно стала актуальной в связи с объявлением авиакомпании Сибирь (S7) об открытии еще одного российского малобюджетного авиаперевозчика.

В статье я попытался сделать анализ, почему в российских условиях попытки открыть low-cost авиакомпании обречены на неудачу.

Вопрос цены

Публикация в журнале “Турбизнес” декабрь 2011 г.

Пионером в сфере бюджетных авиа-перевозок в нашей стране в 2006 году стал «Небесный Экспреcc (авиакомпания Скай-Экспресс).

Хорошая рекламная кампания и действительно низкие цены сразу привлекли внимание пассажиров. Заработал самый лучший способ продвижения на рынке – сарафанное радио. Тем не менее уже через полтора года после начала полетов SkyExpress оказался в опасной близости к банкротству.

Руководство авиакомпании смогло урегулировать ситуацию и СКАЙ Экспресс» продолжил свою работу, но ценой постепенного превращения из лоукостера в обычного перевозчика с уже достаточно высоким уровнем цен на авиабилеты. Затем авиакомпания оказалась под крылом «Кубанских авиалиний» и практически полностью перешла в сектор чартерных авиа-перевозок.

Следующим проектом стало детище совместного российско-американского консорциума «Авианова». Несмотря на то, что авиакомпания начала работать в период кризиса, уже через год после старта она достигла впечатляющих результатов, перевезя более 300 тысяч пассажиров. В планах «Авиановы» было значительное увеличение парка самолетов: до 35 в долгосрочной перспективе. Но планам так и не суждено было сбыться: скандал со смещением с руководящей должности Эндрю Пэйна, финансовые претензии к «Авианове» со стороны лизинговых компаний – и проблемы начали нарастать.

Конечно, можно говорить о конфликте акционеров, о том, что демпинговые цены не могут держаться вечно, о конфликтах «Авиановы» с рядом аэропортов – это все правильно, но это частности.

На мой взгляд, основной проблемой бюджетных авиакомпаний в России стало то, что полностью и без "допиливания" под местные реалии копировалась западно-европейская схема деятельности дискаунтеров. А Россия, несмотря ни на что, все-таки разительно отличается от Европы по многим параметрам.

Главный из этих параметров – наши расстояния. Пока самолет «Авиановы» летит из Архангельска в Москву, самолет иного европейского лоукостера успеет сделать два-три рейса. Само собой, окупаемость самолета в Европе значительно выше. С расстояниями связаны неудобные для пассажиров сетки полетов, к примеру, прилет в Симферополь глубокой ночью. Конечно, большинство пассажиров предпочитало не экономить и покупать билеты традиционных авиакомпаний.

Другая наша особенность – малое количество бортов. Если в Архангельске стоит нелетная погода и самолет «застрял» в аэропорту, заменить его нечем. В результате опоздания накапливались как снежный ком, вплоть до отмены рейсов, что вызывало справедливое негодование пассажиров, массу негативных публикаций в СМИ, на форумах, в блогах и значительно портило имидж авиакомпании.

Еще один наш российский фактор – отсутствие небольших аэропортов, готовых за умеренную плату быстро обслужить маршруты. Если пассажир летит из Санкт-Петербурга, у него есть один- единственный вариант вылета - через аэропорт Пулково.

Но если этот пассажир летит в Европу бюджетной компанией, то, скорее всего, аэропортом вылета станет финский городок Лаппеенранта, с одним терминалом и одной взлетной полосой.

В Европе Подобные аэропорты не перегружены, поэтому обслуживание самолетов и пассажиров там происходит значительно быстрее. В России же небольшие аэропорты находятся, как правило, в городах с достаточно низким трафиком пассажиров и неинтересны авиакомпаниям с серьезными объемами перевозок.

Ярким примером различия уровней развития авиационной инфраструктуры может служить рейс крупного европейского лоукостера RyanAir из того же аэропорта Лаппеенранты в Брюссель. В Брюсселе RyanAir прилетает в небольшой аэропорт в пригороде бельгийской столицы, в небольшом городке Шарльлеруа, а не в крупный Национальный аэропорт Брюсселя. Много ли российских городов может похвастаться наличием подобной инфраструктуры?

Еще одна проблема, связанная с отечественными аэропортами: в России подавляющее большинство авиарейсов – это рейсы в Москву или из Москвы, что сказывается на стоимости обслуживания самолетов. Чтобы попасть из Петрозаводска в Архангельск, нужно сначала проделать путешествие в столицу, скорее всего- поездом.. Причем прямой рейсПетрозаводск-Архангельск , , будет экономически невыгоден авиакомпаниям в связи с неполным заполнением борта. Высокий спрос на авиабилеты в столицы и почти полное отсутствие спроса на внутрирегиональные перелеты – это тоже отличительная особенность российского рынка авиаперевозок.

Есть и другие причины, которые повлияли на негативное отношение к лоукостерам в России. Например, отсутствие в законодательстве понятия невозвратных билетов, которые являются одной из основных особенностей авиадискаунтеров. Дело в том, что Воздушный кодекс РФ составлялся тогда, когда о малобюджетных авиакомпаниях в России не было и речи.

Нельзя забывать и о непривычности схемы low cost для российских пассажиров. Мы привыкли, что сдаем багаж бесплатно; что в полете нам как минимум предложат прохладительные напитки; что в любой момент авиабилет можно сдать обратно и тут же получить за него деньги. Жесткие правила бюджетных авиакомпаний были встречены в штыки, восприняты как ущемление прав пассажиров.

Авиакомпания S7запускает своего авиадискаунтера в 2022 году. Название нового перевозчика еще не придумано.

Несмотря на все сложности запуска такого проекта в России, будем надеяться, что проект состоится и удержится на плаву. Ведь для нас, пассажиров, вопрос цены авиабилетов остается наиболее важным .

Вам может быть также интересно:

Выбираем лучшие места в салоне самолета

Как провезти в самолете алкоголь

Когда начинается и заканчивается регистрация на рейс в аэропорту