Найти тему
Культурный Петербург

ПАНФИЛОВ+ЯНКОВСКИЙ=СОЛЖЕНИЦЫН?

На экранах петербургских кинотеатров – новый фильм известного режиссера Глеба Панфилова «Иван Денисович», поставленный по мотивам легендарной повести Александра Солженицына «Один день Ивана Денисовича».

Попытка номер три

Это не первое обращение классика отечественного кино к прозе лауреата Нобелевской премии. Еще в 2006 году мы увидели его телесериал «В круге первом», в основу которого был положен одноименный роман того же автора. 15 лет назад версия Панфилова показалась если не адекватной, но близкой по смыслу к тому, о чем хотел рассказать читателям Александр Исаевич. А еще была учебная короткометражка «Случай на станции Кречетовка»

Нынешняя история отношений увиденной ленты и ее литературной первоосновы показалась более сложной и драматичной. Хотя бы потому, что за повестью Солженицына, опубликованной впервые 60 лет назад, тянется шлейф славы одного из самых ярких антисталинских произведений отечественной словесности. Свой «вклад» в восприятие этого энергичного и яркого текста вносит и политически скандальная слава автора. Однако, похоже, Панфилов намеренно отклонился от сохранения структура повести, расширив пространство своего рассказа о судьбе главного героя за пределы лагеря для политических заключенных и отдав право рассказа за кадром Леониду Ярмольнику.

Рассказ попорядку

Обозначив стартовый момент пребывания Ивана Денисовича Шухова в 1951 году под номером Щ-854 в лагере, режиссер возвращается к началу истории о том, как русский крестьянин отправился защищать Родину в суровую годины военных испытаний, совершил геройский поступок, попал в плен к немецко-фашистским оккупантам, а затем чудом из этого плена спасся. Да попался в руки к особистам, которые и «впаяли» ему «десятку» за плен.

Жизнь Ивана Денисовича словно переламывается на две половины – до лагеря и в лагере. Это ощущение усиливается явно наглядным высветленными, в основном, военными сценами (оператор Михаил Агранович) и затемненными по большей части эпизодами лагерной жизни (оператор Михаил Хасая). Да и тот лагерь, в котором оказался Шухов, кажется не таким уж страшным. Если перед этим не читать «Архипелаг ГУЛАГ» того же автора. В нем идет размеренная, со своими правилами, порядками и ритуалами жизнь политических «зэков». Их лица и персоны в фильме Панфилова, конечно, отличаются друг от друга, но в целом они и являют нам ту массу обездоленных и посаженных людей, напоминая о суровых годах репрессий и террора.

Главная роль

И среди все этой толпы мы отчетливо различаем Шухова, сыгранного Филиппом Янковским на пределе физических и психологических возможностей, счастливо преодолевающего собственную актерскую фильмографию. Я понимаю, что перед мною в кадре сын гениального актера, но я верю тому, что он играет простого русского крестьянина. Мужицкое начало Шухова явлено в фильме очевидно доказуемо органичностью существования артиста в кадре.

В этом выборе Панфилова – главная удача картины, рассказывающей о том, как судьба определила жизнь человека на трагическом изломе времени. Мы видим страдания и мучения конкретного человека, который ее ударам, потому что дома, в мире за колючей проволокой его ждут отданные в детский дом после смерти жены Шухова дочки. Параллели со знаменитым рассказом Михаила Шолохова и его киноверсией Сергея Бондарчука слишком очевидны, чтобы их можно было бы не заметить. Только вместо трагедии фашистского концлагеря – советский лагерь для тех, кого посчитали «врагами народа».

Ужас в «Иване Денисовиче» происходит и рождается в кадре не от деталей и подробностей распорядка дня и суровых законов, регламентирующих существование заключенных, не говоря уже о физических страданиях и испытаниях, а от того, как переживает каждый из них свою судьбу и то количество лет, который отсчитал ему суровый сталинский Закон. В этом ряду Иван Денисович – фигура едва ли не трагическая, Ему осталось сидеть всего 10 суток из 10 присужденных ему лет за то преступление, которого он не совершал. И в этот самый момент героя отравляют в карцер за то, что он заступился за тяжело больного товарища по бараку.

Счастье Щ-854

Судьба вновь испытывает Ивана Денисовича и это уже совсем далеко от смысла повести-первоисточника. Только одна реплика лагерного начальника внушает надежду зрителям на разрешение тяжелой ситуации. В карцер обычно отправляли на 10 суток, но заключенному Щ-854 определили наказание сроком на одни сутки меньше…Глеб Панфилов никак не щадит зрителей, показывая во всей ясности ужас существования героя в этом леденящем душу и тело каменном мешке. Невидимая рука из-за двери камеры бросает Шухову телогрейку и шапку. И он обращает благодарные слова той невидимой силе, которая откуда-то сверху оберегает его жизнь, разворачивая его судьбу в направлении возможного счастья. Далее – титр с названием фильма. И как удар – появление на экране фотографии главного героя в окружении дочерей и внучки.

Режиссер закончил свою повесть об Иване Денисовиче именно так, как он это сделал, напомнив всем нам о гуманистической традиции русского кино, рассказывать о судьбе человека, не унижая его, а оставляя ему, и нам вместе с ним, надежду на то, что жизнь его продолжится. Долго и счастливо. Но это будет уже совсем другая история.

Сергей Ильченко

Другие экранизации произведений А.И. Солженицына

«Один день Ивана Денисовича» (США, 1963, телеспектакль, режиссер – Дэниэл Петри, в главной роли – Джейсон Робардс-младший)

«Случай на станции Кречетовка» (СССР, 1964, короткометражный фильм, режиссер – Глеб Панфилов)

«Один день Ивана Денисовича» (Великобритания-Норвегия, 1970, режиссер – Каспар Рид, в главной роли – Том Кортни)

«Тринадцатый корпус» (ФРГ, 1970, режиссер – Хайнц Ширк, по роману «Раковый корпус», телефильм)

«Случай на станции Кречетовка» (Швеция, 1970, телефильм)

«Свеча на ветру» (Франция, 1973, телефильм, по одноименной пьесе, режиссер – Мишель Вин)

«В круге первом» (Дания-Швеция, 1973, режиссер – Александр Форд)

«Первый круг» (США-Канада-Франция, 1991, режиссер – Шон Пэрри)

«В круге первом» (Россия, 2006, телесериал, режиссер – Глеб Панфилов)

#рецензия на фильм #обзор на фильм #иван денисович #премьера