На Белом море недалеко от Архангельска на мысе Святой Нос находился маяк, имевший сигнальную мачту и паровую сирену для подачи сигналов во время туманов.
Смотритель маяка – Евлампий Петрович Багренцов нёс маячную службу с 1896 года. Была у Евлампия Петровича дочь Мария, помогавшая отцу содержать маяк, научившаяся передавать сигналы флажками, а во время непогоды – сиреной.
Во время Первой Мировой войны движение в районе маяка было интенсивным, корабли с грузами стремились в Архангельск и работа смотрителя маяка требовала круглосуточного внимания и умения ориентироваться в текущей обстановке.
Но случилось так, что Евлампий Петрович заболел и на вахту заступила его 12-летняя дочь. Она передавала сигналы, отвечала на телефонограммы, так как малейшая задержка с ответами, проясняющими обстановку вокруг маяка св. Нос, грозила сбою доставки военных грузов и даже гибелью пароходов, могущих без сопровождения тральщиков нарваться на германские мины.
Однажды на маяке раздалась трель телефонного аппарата
- Есть Святой Нос, - ответил детский голос.
- Кто говорит? Где смотритель? - сурово спросил офицер.
- Он болен. Я всё доложу, - донёсся снова детский голосок.
- Кто у телефона? - совсем сердито крикнул офицер.
- Маруся Багренцова, дочь смотрителя, - послышалось в трубке.
- Сообщите срочно, прибыл ли какой-то пароход, и дайте полный список судов на Иокангском рейде.
Несколько минут молчания.
- Алло, алло, - пищит трубка телефона.
- Оперативная часть Штаба. У телефона - лейтенант Н.
- Доношу, пароход прибыл 22 часа, дано службу связи. На рейде (перечисляет суда). Орловский маяк предупредил: Первое отделение тральщиков прошло маяк, идет к нам. Завтра караван идет Архангельск. №25367. Святой Нос. Телефонограмма окончена - передает тот же детский голос.
Через несколько дней, на Святой Нос был командирован офицер из Архангельска, для выяснения положения на маяке, в связи с болезнью смотрителя. Он выяснил, что дочь смотрителя не только в образцовом порядке держала маяк, не только передавала все сигналы, как флажные, так и туманные, но спасла несколько пароходов с ценными грузами, подняв самостоятельно им сигналы идти на Иокаганский рейд и ждать тралящий караван, иначе эти пароходы пошли бы в Горло Белого моря без тральщиков и весьма вероятно погибли бы.
Решено было назначить на маяк нового смотрителя и установить постоянный пост связи. Евлампий Петрович высочайшим указом был отправлен в отставку по болезни с сохранением полного оклада, который он получал по службе.
Но самое главное было не это, а приказ из Морского генерального Штаба, гласивший
В воздаяние отличной доблести, спокойствия и редкого добросовестного отношения к службе в тяжелых обстоятельствах военного времени, девица Мария Багренцова награждается серебряной Георгиевской медалью.
Любопытно, что двенадцатилетняя Маруся Багренцова оказалась первой с начала боевых действий на Белом море награжденной боевой медалью.
(материалы: сайт medalirus.ru, http://www.gremih.ru/publikacii/226-blesnula-medal-na-devhuhke.html, портал Проза.ру https://proza.ru/2021/07/31/1350)