Найти тему
7,5K подписчиков

Тупик «экономики знаний»

178 прочитали
Один из самых курьезных терминов - «экономика знаний».

Один из самых курьезных терминов - «экономика знаний». Со школьной скамьи молодняк пичкают терминами вроде «креативный класс», «человеческий капитал», значимость которых в экономике знаний, то есть в наше время, якобы чрезвычайно высока. Получается, что раньше знания не так ценились. Вы серьезно? Скорее наоборот, ученые начала XX века или середины XIX века кажутся настоящими титанами перед современными любителями погуглить.

Согласно мнению специалистов Всемирного банка, под экономикой знаний следует понимать экономику, которая создает, распространяет и использует знания для ускорения собственного роста и повышения конкурентоспособности. Красивая, но шаткая конструкция.

Постиндустриальное общество построено на лести обывателю, чтобы он не просто участвовал в всеобщей купле-продаже, но и ощущал себя важной личностью. Ведь как-то не комильфо считать себя банальным лоботрясом, не прочитавший за последние полгода и пары книжек. Нет же - тебя назовут «креативщиком», создающим знания, и жизнь расцветает новыми красками.

Смешны рассуждения о том, что нынче ценятся некие умники и высокообразованные профи, когда человек с высшим образованием не может написать рукой письмо без вопиющих ошибок или эссе, объемом в пару страниц. А ведь в классических русских гимназиях конца XIX века преподавали греческий и латынь, что нынче является недостижимой планкой для самых элитарных учебных заведений среднего образования.

Сторонники постиндустриалии в ответ рисуют такую картину - 90% всего количества знаний, которыми располагает человечество, получено за последние 30 лет. И что? Какова ценность этой накопленной информации? Ответ очевиден – примерно понятно качество этих данных (гигабайтов закаченного в сеть мусора). Сегодняшняя докторская диссертация - это, по советским меркам, не более, чем хороший кандидатский диссер, а кандидатская - как хороший дипломный проект тех лет.

Парадоксальным образом ситуация, когда все знания мира доступны как на ладони благодаря всеобщей паутине, не делает людей умнее: индивид тонет в этом море, теряя возможность анализировать данные – этому как раз перестают учить. Логику в нашей стране с перерывами преподавали даже не студентам, а школьникам до 1956 года, ныне же ощущается острая нехватка этого предмета.

Сегодня «экономика знаний» - это накопление видео в ТикТоке. Информация, оторванная от логики, от способности аналитического мышления, имеют сомнительную ценность. Логику бы вернуть в школы, а не продвигать бла-бла-бла про «креативность».

Андрей Песоцкий