Немного запоздалый обзор, но давно хотел высказаться.Несмотря на то, что в прокат вышло множество замечательных фильмов, как крупных, так и не очень, именно фильм Вильнева является идеальным празднованием как можно большей части серебряного экрана. И я говорю это не только из-за грандиозного бюджета и масштаба сцен. Потому что этот фильм впечатляет изнутри и снаружи. Когда камера проносится по бескрайней пустыне планеты Арракис, а Ханс Циммер играет на синтезаторе, сердце поклонника фильма затрепещет. Это приятная атмосфера, которая стихает только к финальным титрам. Честно говоря, я уже давно не чувствовал себя частью "марша истории" в кинотеатре. И я сейчас говорю не только о самой сюжетной линии, это просто фильм, о котором следующее поколение будет говорить как об одном из классических. Может быть, не в плане коммерческого успеха, но уж точно в плане важности для жанра и кинематографа в целом.
После такой заманухи логично вернуться к самой Дюне. Знаменитый роман Фрэнка Герберта знаменит не только своими многочисленными продолжениями и томами, но прежде всего образцовым (читай медленным и обдуманным) построением мира будущего, в котором правит император с мощной армией, находящийся в постоянной оппозиции к нескольким знатным домам. Это мир из десятков тысяч планет, который в фоновом режиме контролируется таинственным сестринством сверхъестественных "ведьм". Мир, в котором мифическая специя, вещество, найденное на пустынной планете Арракис, упоминается во многих формах. Спайс - это суть жизни, драгоценное топливо, но также и наркотик, вызывающий зависимость. А Арракис, словно золотой телец, отвоевывается у жестоких Харконненов сильным и уверенным в себе Атрейдесом. На самом деле это дар Данаи, как быстро обнаруживают герцог Лето Атрейдес и его сын-подросток Пол.
Большинство моих сверстников знают сюжет "Дюны" не по книгам Герберта или проблематичной экранизации Дэвида Линча, а по одноименной серии видеоигр. Первая часть игры, которая была больше похожа на повествовательное приключение, полностью затмила в истории игр вторую, которая переосмыслила жанр стратегии в реальном времени и идеально использовала мифологию Герберта. Игрок выбирал, за какой дом он хочет играть, и перемещал добывающие машины по карте, чтобы на вырученные деньги построить лучшую защиту от песчаных червей и назойливых врагов. Таким образом, миллионы игроков по всему миру восприняли политическую динамику "Дюны", не перевернув ни одной страницы книги. И на самом деле в кино стоит идти с пустой головой, потому что Дени Вильнев рассчитывает на не читавших книгу людей.
Это подводит нас к самой большой боли фильма. Она слишком обременена попытками все объяснить и представить. Первая половина фильма - это захватывающее зрелище, но также и бесконечная экспозиция, в которой скрытый рассказчик ведет вас за руку через увлекательный мир. Лично мне этот "учебник", оставаясь на геймерском жаргоне, понравился в полной мере. То ли из-за великолепных актеров, то ли из-за потрясающих декораций, то ли просто потому, что никто никуда не торопится. Большинство пороков, присущих популярным фильмам, здесь отсутствуют. Здесь нет корыстного юмора, еще более корыстных макгаффинов или бессмысленных сокращений экшн-сцен. Вильнев полностью отдается идее книги, буквально поглощая зрителя вместе с титульными персонажами, раскрывая скрытые пророчества, а также логический мир, который много раз описывался как "Звездные войны для взрослых". Я не хочу разжигать споры, но после последней трилогии полнометражных фильмов Disney это сравнение как никогда актуально.
Вы, возможно, заметили в СМИ, что Вильнев прислонился к Marvel прямо перед волной европейских премьер в той классической манере, когда речь идет о поверхностной переработке, а не о настоящем, честном кинематографе. Помимо бессмысленности, я чувствую некую внутреннюю боль режиссера, которому дали шанс за огромные деньги снять медленный фильм, который, вероятно, не окупится. Гонялись ли Warners за имиджем или играли в чистую дрочку, мы никогда не узнаем, но "Дюна" поворачивает колесо времени в сторону старого порядка. На бумаге это "просто" грандиозная и вдумчивая история взросления Пола Атрейдеса; на экране вы почувствуете, что смотрите нового "Лоуренса Аравийского", что вы снова на премьере "Новой надежды" или "Братства кольца".
Что еще вы хотели бы узнать? Актерский состав превосходен и предан делу до конца. Чаламет снова есть и будет одним из самых ярких представителей своего поколения, независимо от того, нравится вам его фильмография или нет. Его Пол Атрейдес одновременно ранимый и решительный, сочетающий в себе все противоречивое и человеческое, он способен удивлять эмоционально и умственно. Вы доверяете этому невольному мессии все, что у него есть, особенно когда его поддерживают великолепная Ребекка Фергюсон и суровый и вежливый Оскар Айзек. Даже Джейсон Момоа растет как актер, хотя он скорее фигура второго плана. Другие крупные актерские лица вы узнаете скорее по голосам (Скаарсгард, Бардем), но, как говорится, каждый понемногу тянет пилу и вносит свой вклад во все новые и новые нити красочного гобелена. Несмотря на красочность... кинематографист Грейг Фрейзер - эксперт по пустынным пейзажам. Он снимал фильмы "30 минут после полуночи", "Rogue One" и получил "Эмми" за фильм "Мандалорианец". Ему отлично удаются пыльные декорации и пыльные герои, а Дюну он одел в оранжево-коричневый плащ так эффектно, что вы еще долго будете хвалить Вильнева за то, что он дал Дикинсу еще один шанс. Просто палитра Фрейзера не может полностью передать CGI, который немного плоский и кажется почти анахроничным в своих смешениях оттенков. Это просто предупреждение для скептиков.
Дизайн и моделирование великолепны, но все, кто привык к красочному дигиборделю, на этот раз останутся ни с чем. Но я говорю это главным образом потому, что часто переэкспонированные сцены или тонкие переходы между дюнами пустыни станут тем испытанием, в котором большинство алгоритмов сжатия потерпят неудачу. Смотрите ли вы "Дюну" на HBO Max или из различных альтернативных источников, я могу заранее пообещать вам, что вы не увидите тот же фильм, что и зрители в кинотеатре. Есть несколько сцен, где Пол Атрейдес стоит в тумане, буре в пустыне или "абсолютной темноте", с которыми форматы сжатия просто не справляются. Вот вам и техническое окно, которое должно заманивать вас в кинотеатр снова и снова. Нам нужно, чтобы "Уорнеры" хотя бы притворились, что это колоссальный успех или, по крайней мере, честный провал.
У "Дюны" Вильнева нет конца. В конце концов, фильм лишен начальных титров, за исключением одного. Dune: Part One, это именно то, что появляется на экране, но средний зритель забудет эту деталь уже через двадцать минут, а к концу фильма будет чувствовать себя как в 2001 году, когда закончилось "Братство кольца", и он не знал, что через год и один день он сможет посмотреть "Две башни". Видение Герберта поистине безгранично, и я на самом деле аплодирую Вильневу за то, что он убедил Уорнери в том, что концовка - к лучшему. Я мог бы рассказать вам о том, что происходит после окончания фильма, и о том, каким может быть продолжение, или, если хотите, вторая половина. Но это бессмысленно, возможно, потому что я все еще надеюсь на божественное провидение. И мне бы очень хотелось увидеть, как режиссер справится со второй половиной основного сюжета. Ведь он не только полон тех приятных для зрителя поворотов, когда главный герой наконец-то дает отпор плохим парням, но и изобилует творческими ловушками. Более того, строить вверх всегда легче, чем в конечном итоге продать все произведение и его идею. Дени Вильневу это сходит с рук, он подает незавершенное в умной форме, которая заставляет проницательного зрителя гадать.
Чем больше я думаю об этом, тем больше первая "Дюна" кажется мне первой "Матрицей". В нем Нео в конце тоже проходит трансформацию в мессию и отправляется на встречу с небесами, чтобы изменить устоявшийся порядок мира. И по сей день большинство зрителей клянутся, что им больше ничего не нужно. Но с точки зрения блокбастеров мы продвинулись на двадцать лет вперед, и в рецензиях на "Дюну" часто звучит критика в адрес Вильнева. Зачем заканчивать на самом интересном, зачем упускать важные детали и надеяться на то, что будет снят сиквел. Зритель покидает кинотеатр не только с множеством посторонних имен (происхождение которых не объяснено удовлетворительно - что добавляет всепоглощающей таинственности), но и с вечным вопросом "что было дальше?". Я чувствую, что мы, зрители, должны быть такими же голодными, сохранять открытый ум и принимать открытые концовки. Будет ли снята вторая "половина" или нет, никто не может отрицать, что первая идет по стопам королей кино.