В этой публикации я хотела бы рассмотреть еще одно преступление, которое также приписывают Марии Гамильтон.
Напомню, я продолжаю рассматривать дело Марии Гамильтон - фрейлины царицы Екатерины Алексеевны и фаворитки царя Петра I, которая была казнена за детоубийство.
Помимо детоубийства Марии Гамильтон также приписали другое преступление: воровство. Согласно приговору, она воровала у царицы драгоценности и золотые червонцы.
также она же у царицы государыни Екатерины Алексеевны крала алмазные вещи и золотые червонцы, в чем она с двух розысков повинилась /из Приговора Марии Гамильтон
Конечно, это преступление меркнет по сравнению с главным, но все же я также хотела его затронуть. Ведь именно с него все началось.
12 марта в среду, в селе Преображенском, в присутствии государя и государыни, осматривали пожитки Марьи Гамонтовой. При осмотре вынуты алмазныя и прочие вещи ея величества. Спрашивали Марью: откуда у нее те вещи? И она перед их величествами винилась, что те вещи себе крала. / М. Семевский фрейлина Мария Гамильтон
Следует отметить, в тот момент, когда у Марии производился обыск, она находилась под арестом. Тогда еще не было разговоров о детоубийстве. Мария, скорее всего, была арестована за «клевету», которую распространяла о государыне Екатерине Алексеевне. И чтобы надолго удержать ее в тюрьме требовалось преступление посерьезнее, и еще посерьезнее.
Непонятно, с какой целью у Марии организовали обыск, и что рассчитывали найти. И кто вообще надоумил производить этот обыск? Если бы у Марии нашли, например, «медальон» иностранного посла или супруги оного, еще можно было всерьез рассуждать о воровстве. Но то, что нашли драгоценности той женщины, которая больше всего была заинтересована в ее падении, - это, по меньшей мере, странно. Это все равно что сказать: «Меня обокрали. Ворованное вы найдете у такой-то дамы, по такому-то адресу, в таком-то сундуке».
Я склонна думать, что эти драгоценности ей подбросили и сделали так, чтобы их нашли обязательно в присутствии монарших особ. С какой целью? Чтобы еще больше разозлить и без того разгневанного царя. Разве это не унижение для мужчины, тем более – монарха, когда его любовница вынуждена воровать драгоценности, чтобы достойно выглядеть, словно он нищеброд, не способный одарить любимую женщину? Что и говорить, Екатерина знала, как задеть Петра за живое.
Если разбирать это дело, используя уже известную формулу – ищи того, кому преступление выгодно, то результат сам выводит на преступника. Екатерина хотела уничтожить соперницу, и у нее это получилось.
А если руководствоваться здравым смыслом, то зачем изысканной аристократке драгоценности бывшей портомои? Известно, что Екатерина не обладала хорошим вкусом. И сейчас про таких женщин говорят: «шмотки есть, а вкуса нет».
Если бы знатная дама захотела драгоценную вещь, она бы заказала ее у лучшего ювелира. И эта вещь была уникальной, роскошной, с учетом ее личных хотелок. Обычно высокопоставленные дамы так и делали. А так, позариться на чужое и стырить – достойно, пожалуй, какой-нибудь примитивной хабалки, безродной мещанки или, на худой конец, клептоманки.
Кроме того, зачем Марии драгоценности, которые она не сможет носить? Вряд ли она могла бы появиться при дворе перед царицей в ворованных у нее же драгоценностях. А чтобы удачно сбыть краденное, нужно иметь определенные связи в воровском мире. Она все-таки Мария Гамильтон, а не Манька Облигация.
Весьма странно, что царица Екатерина, буквально помешанная на драгоценностях, сразу не обнаружила пропажу и не забила тревогу. Если бы это были особо ценные, уникальные вещи, их исчезновение не осталось бы незамеченным. Если бы это были рядовые побрякушки, то тем более, - зачем они Марии? У нее своих было достаточно. Ее слуги отмечали, что Мария часто была щедра с ними, и дарила свои украшения. И даже после ее смерти в описи ее личных вещей имеются драгоценности.
Складень алмазной, в нем 23 алмаза да малых 48, перло бурмицких зерен 39, при нем запонка 15 алмазов, перло жемчужное 49 жемчугов, 8 цветочков по одному алмазу, серьги в них 8 алмазов, другая такая же с яхонтом, серьги с красным камнем, при них двѣ искры, два запонка, золотые три подвески простых, изломанных на ручке, алмазец с алмазом… /Опись вещей Марии Гамильтон, оставшихся после ее смерти
Странно, что пропажа драгоценностей у царицы обнаружилась именно тогда, когда Марию арестовали, и беспрепятственно можно было подбросить к ней все, что угодно; когда при обыске находился царь и все мог видеть собственными глазами. И странно, что это добро, вообще, так легко нашлось. Настоящая воровка могла так припрятать, что никто никогда бы даже не догадался туда сунуться. А тут, в своих покоях, в своих вещах… и, бац, царские шмотки. У всех на виду. Бери, кому надо.
Кстати, червонцы, которые будто бы Мария украла у царицы, у нее не нашли. Но их все равно приписали к украденному. В общем, навесили на Марию Гамильтон все, что можно было. Единственное, что Петр попытался выяснить: сколько было этих червонцев.
Также надобно ее (Гаментову) расспросить, коликое число ея величества государыни царицы червонных раздала она денщику Ивану Орлову и прочим/ Дело девки Гаментовой. Записка 14 марта 1718 г
Рассуждая, я пришла к выводу, что Марию с этим воровством драгоценностей царицы просто подставили. Причем подстава была не лучшего качества. Спектакль с крадеными драгоценностями и их обнаружением был устроен специально для монарха. А царь клюнул на эту поставу, как на наживку.
Продолжение истории Марии Гамильтон читайте в моих следующих публикациях. Начало публикаций о Марии Гамильтон читайте здесь.
#история россии #фрейлины #фаворитки #драгоценности #цари