Наверное, я все-таки написала неправильное объявление... Да, я ненамного старше большинства своих учеников (им по 17, а мне 21), но всё-таки заметна разница в культурном уровне... Сейчас речь пойдет о Карандашкиной, которая путает причастие с деепричастием и пишет слово "бьющийся" с мягким знаком... Собственно, можно было бы назвать статью "Купание красного карася. О незнании элементарных вещей. Часть 2", если бы примеров такого незнания со стороны этой Карандашкиной было побольше, но...
Итак, продолжили мы с ней изучение стилей речи. Я продиктовала одну из особенностей научного стиля, а именно объективность. Раньше я всегда говорила, поясняя эту особенность: "Нельзя сказать, что Николай Цискаридзе - гений. Более того, "прекрасный танцовщик" тоже нельзя сказать! Надо рассматривать его достоинства, исходя из имеющихся теоретических знаний о балете". Да, хотела привлечь учеников к балетному искусству... Но сегодня я решила сымпровизировать и назвать другую личность. Это решение пришло в голову сразу после произнесения слова "объективность", поэтому пришлось думать быстро... Мне захотелось назвать певца. Начинаю лихорадочно соображать: "Так, Басков? (спасибо маме, которая недавно, в день рождения этого Баскова, свела всех с ума!) Нет, Басков не пойдет, потому что я его не люблю... Так... Вишневская!" Ну, так я и сказала: "Нельзя сказать, что Галина Вишневская была прекрасной певицей. Надо рассматривать ее достоинства, исходя из имеющихся теоретических знаний о вокальном искусстве". Уж не знаю, почему не пришел в голову ни один из советских эстрадных певцов, которых я как раз и слушаю больше всего... Вот Кобзон, например, - мой главный ориентир! Из певиц предпочитаю Анну Герман. Люблю также Утесова, Магомаева, Хиля, Мулермана, Лещенко, Пьеху, Шульженко, Пахоменко, Толкунову, Кристалинскую... Да почти всех их люблю, но перечисленных особенно! Почему же ни одна из этих фамилий не пришла в голову в "критический" момент? Возможно, есть причины... Почему Вишневская, объяснить легко: я как раз недавно прочитала ее мемуары.
Мы с Карандашкиной перешли к практикуму: она должна была определить стиль текста и выявить особенности этого стиля. Дошли мы до отрывка из моей курсовой работы, в которой я ссылаюсь на театроведа Галину Лапкину. Когда Карандашкина назвала это имя, я обрадовалась: сейчас она скажет, что здесь проявляется такая особенность научного стиля, как ссылка на источник! Но что-то пошло не так... "Объективность. Галина Лапкина", - говорит Карандашкина. Я еще не понимаю и впариваю что-то о том, что упоминание Галины Лапкиной придает тексту объективный характер, но имелась в виду другая особенность... А Карандашкина продолжает: "Ну, Вы же говорили... Нельзя говорить, что она прекрасная певица..." И тут до меня доходит... Оказывается, Галина Вишневская и Галина Лапкина - это одно и то же! Ну ладно, Лапкину действительно не все знают, но не знать Вишневскую... По-моему, это позор! И, конечно, очень похожие фамилии... Как можно было подумать, что Галина Лапкина - это та самая певица, которую я упоминала в качестве примера?
Дело в том, что у большинства представителей молодого поколения совсем другие музыкальные вкусы... Я узнала больше о предпочтениях Карандашкиной, когда начала проверять ее на знание лексических средств выразительности. Спокойно объяснила, что такое оксюморон (она действительно не знала!), а она выдала: "Почти как певец!" Увидев мое ошеломленное лицо, она спросила: "Слышали?" Я честно ответила: "Слышала, но не слушаю", и еще раз объяснила, как ставить ударение в слове "оксюморон". Ага, певца она знает, а средство выразительности - нет! Нет... Я такое и под страхом смерти не буду слушать... Того, что я слышала в такси, достаточно, чтобы получить представление об этом... Лучше уж Галина Вишневская! Или Иосиф Кобзон...