С развитием торговли на маркетплейсах растет и спрос на специалистов по работе с крупными площадками. Однако разнообразие компетенций, сегментов говорит о том, что понятие «менеджер по маркетплейсам» – это целая команда, которая включает в себя несколько специалистов. Разбираем подробнее их специализации и задачи, и рассказываем, сколько им сейчас платят.
Пандемия серьёзно поменяла правила игры в eCommerce. На рынок онлайн-маркетплейсов, который начал бурное развитие ещё в 2019 году, хлынули сотни тысяч компаний: от мелких селлеров до крупных производителей.
Далеко не все могли спешно найти нужных специалистов, способных с нуля поднять онлайн-продажи, в результате этим направлением в кампаниях руководили люди других специализаций: генеральные директора, бухгалтеры, контент-менеджеры, юристы и т.д.
Сейчас рынок становится всё более конкурентным и формируется устойчивый спрос на профессиональных менеджеров по маркетплейсам. Однако до сих пор нет чёткого и понятного функционала для специалистов этой профессии. Также в компаниях всё ещё игнорируют идею, что для эффективного управления продажами требуется сразу несколько узких специалистов с совершенно различным профилем.
При подготовке курса «Менеджер по маркетплейсам» мы проанализировали более 500 различных резюме, сверились с собственным опытом управления продажами и сформировали список функций и обязанностей, с которыми должны справляться «менеджеры по маркетплейсам».
Мы сгруппировали эти функции по следующим блокам:
Административные задачи
● Подписание договоров с площадками
● Предоставление документов – сертификатов и т.п. для заключения договоров
● Регулярное подписание первичных документов (акты, счета-факторы и т.д.)
● Подготовка документов для отгрузок (транспортные накладные и т.д.)
● Работа в системе ЭДО
● Мониторинг изменений правил отгрузки
● Мониторинг изменений условий договоров
● Общение со службой поддержки МП
● Решение экстренных конфликтных ситуаций с МП
Управление ассортиментом
● Выбор товаров для продажи на маркетплейсах
● Решение о модификации / удалении товара из ассортимента
● Решение о смене модели закупок / поставщиков
● Поиск новых ниш для торговли
Управление контентом
● Создание правильных информационных моделей товаров для интеграции с каждым из маркетплейсов
● Создание фото-контента
● Создание видео-контента
● Создание описаний товаров
● Корректировка описаний товаров в соответствии с реакцией пользователей
● Описание технических характеристик
● Создание и менеджмент системы управления контентом (PIM)
● Анализ качества контента
● Создание вопросов и ответов для товаров
Мониторинг и анализ
● Анализ уровня цен конкурентов внутри и вне маркетплейсов
● Анализ акций и маркетинговых активностей конкурентов
● Анализ остатков конкурентов
● Анализ собственных продаж по конкретным товарам
● Анализ отзывов о товарах и их влияния на продажи
● Внедрение систем автоматического мониторинга
● Использование средств автоматического мониторинга цен
● Создание регламента по работе с ценами на основании мониторинга
Управление репутацией и обратной связью
● Реагирование на отзывы покупателей
● Создание шаблонов для отзывов клиентов
● Стимулирование отзывов на товары
● Корректировка описаний в зависимости от отзывов клиентов
● Разработка рекомендаций по ассортименту в зависимости от отзывов клиентов
● Отработка негативных отзывов и решение о возврате денег /замене товара
Управление ценами и акциями
● Установка первоначальных цен
● Установка скидок для акций
● Установка цен для распродажи остатков
● Установка промокодов
● Анализ цен относительно конкурентов
Маркетинг
● Анализ органической выдачи
● SEO оптимизация товаров в поиске и органической выдаче по категориям
● Управление позициями в органической выдаче
● Создание баннеров
● Медиапланирование
● Создание текстов баннеров
● Создание рекламных кампаний
● Анализ результатов рекламных кампаний
● Анализ инструментов продвижения конкурентов
Внешний маркетинг
● Создание рекламных кампаний в контекстной рекламе
● Подготовка анонсов и промо в социальных сетях и рассылках
● SEO оптимизация карточек с учётом поисковых систем (Яндекс, гугл и т.п.) и статистики запросов
● Реклама в социальных сетях при экономической целесообразности
● Анализ позиций товара на маркетплейсах в поисковой выдаче (Яндекс. Google)
Управленческая отчётность
● Подготовка еженедельных отчётов о продажах
● Подготовка сводных отчётов о продажах на всех маркетплейсах
● Анализ эффективности размещения
Управление логистикой
● Поиск подрядчика для доставки товара до маркетплейса
● Планирование поставок
● Маркировка товара
● Организация упаковки товара
● Организация доставки товаров до маркетплейсов
● Оформление документов на водителя
● Работа с проблемами в процессе доставки.
● Управление доставкой по FBS
● Управление доставкой по FBO
● Управление доставкой по DBS
Уверен, что несмотря даже на этот длинный список многие смогут добавить ещё несколько пунктов в каждый из блоков.
Продолжение в следующей статье, в ней Вы сможете подробно ознакомиться с профессией МЕНЕДЖЕР ПО МАРКЕТПЛЕЙСАМ - функционалом и зарплатой.
Открыть пост в Instagram
Предлагаем ознакомиться с курсом:
"Менеджер по работе с маркетплейсами"