Всем привет! Сегодня разбираем новый сериал, вышедший на платформе Netflix буквально несколько дней назад, и определяемся, при чём тут Стивен Кинг, экзистенциальные искания и вопросы веры.
В прошлом году мы ждали, смотрели и обсуждали сериал "Призраки усадьбы Блай", вышедший на Netflix на движке успеха сериала "Призрак дома на холме" - экранизации культового романа Ширли Джексон, экранизации, которую теперь называют самой точной и успешной. Надо сказать, "Призраки Блай" также были сняты по важному роману о призраках "Поворот винта". Обе постановки принадлежали руке Майка Флэнегана, и обе очень высоко оценили зрители и критики, но самое главное - сам Стивен Кинг, назвавший работу над романом Джексон "вещью, которую оценила бы сама автор".
Почему самое главное? Да всё просто - режиссер Флэнеган завзятый фанат Кинга, и его руке принадлежит постановка "Игры Джеральда" и сиквела "Сияния" "Доктор сон" (последнюю картину Кинг назвал искуплением "Сияния" Кубрика, которое Стивен терпеть не может). Итак, хотя мы и ждали очередную серию "Призраков чего-то там и где-то там", вместо этого в конце 2019 года Netflix анонсировал новый сериал Флэнегана под названием "Полуночная месса".
Надо сказать, информации о сериале до последнего было очень мало - только малоинформативный постер со скетчевой зарисовкой священника и синопсис, который предполагает любое развитие сюжета: "молодой священник приезжает на отдаленный от цивилизации остров, где начинают происходить необъяснимые вещи".
Итак, с завязкой все понятно. Вот только классического интро с кадрами силуэта на моторной лодке и визуальных отсылок к "Экзорцисту" с его незыблемой сценой (священник прибывает к дому Рэган и смотрит на окна) здесь нет. Всё начинается вообще с другого - с кадров жуткой аварии, где нам явственно показывают как жертву - молодую девушку, так и виновника - парня в наручниках, читающего молитву и получающего замечание от копа: "если там кто-то есть, почему он забрал жизнь этой девушки, но оставил в живых жалкого алкоголика?". Так, в этой короткой сцене, Флэнеган уже задаёт тон своему проекту, показывает, что это будет не просто страшилка, но психологический триллер с аспектом изучения темы веры.
И так оно и есть. В одном из интервью Флэнеган рассказал, что "Полуночная месса" - очень личный для него проект, тесно связанный с собственными исканиями, затрагивающий тему воспитания в католической школе и последующей самоидентификации. Режиссер задумал эту историю давно, и ещё в процессе вынашивания, она утвердилась в материальном мире, а вернее в киномире Флэнегана - книга с названием "Полуночная месса" фигурировала, например, в фильме Майка "Тишина".
Но вернёмся к пространству сериала. Тот самый виновник аварии по имени Райли Флинн после понесенного наказания оставляет тюремную камеру, но тяжёлое чувство вины не оставляет Райли, приходя к нему каждую ночь в виде жуткого видения. Его карьера разрушена, как и его вера в себя, и он возвращается в родной городок Крокет Айлэнд, расположенный на острове. Мать ждёт его с нетерпением, отец же держится холодно. Пока нас вводят в быт крошечного города, где каждый знает каждого, и мы узнаем, что там есть своя подростковая тусовка, в которую входит младший брат Райли, нам также сообщается, что Райли когда-то был церковным служкой при священнике монсиньоре Прюитте, возвращения которого также ожидают на острове.
Однако, вместо Прюитта в Крокет прибывает молодой священник по имени Пол, и рассказав грустную весть о болезни монсиньора, вступает в права священника в местной церкви, воскресные мессы в которой являются неотъемлемой частью жизни многих горожан. Особенно, это важно для Бев - местной праведницы, учительницы крохотной школы, служительницы церкви и, конечно, религиозной фанатички, к которой большинство относится настороженно.
Тем временем Райли узнает, что в город недавно вернулась его подростковая любовь Эрин, которой также выпал непростой путь, приведший её, в конце концов, в этот тупик, в изолированное от цивилизации место, из которого редко возвращаются. Зато такой маленький городок - отличная локация для развертывания мистических сил. Или для чудес.
После ночного шторма, когда Райли чудится, что он видит отца Прюитта на берегу, шторма, закончившегося ужасной картиной прибитых к берегу мертвых кошек, проходит пара дней. Райли перестаёт отлучаться на материк для общения с комиссией по удо - эти обязанности берет на себя прибывший священник. Мы знакомимся с оставшимися персонажами - например, шерифом и его сыном, девочкой Лизой, прикованной к инвалидному креслу и человеком, виновным в этом - и в городском приходе отец Пол начинает творить настоящие чудеса. Но какова цена этих чудес, кто этот молодой священник и чьи идеалы он принял за святое слово - всё это предстоит узнать.
Сериал хорош, в первую очередь, продуманными персонажами. Флэнеган вводит нас в быт города и взаимоотношения горожан, знакомит с их историями, а уже затем разворачивает действия, в ходе которых персонажи раскрываются, а их тайны становятся явью. В этом плане явственно ощущается влияние Кинга - персонажи очень похожи на героев рассказов и романов мастера хоррор-литературы. Фанатичная Бев, которая не остановится ни перед чем, желая чувствовать себя особенной, изъеденный чувством вины Джо, который ощущает физическую неспособность покинуть остров, сломленная Эрин со своей историей абьюзивных отношений - все эти персонажи, их истории и даже речевой стиль изложения этих историй будто сошли со страниц Кинга.
Но не только в этом ощущается влияние. Взять хотя бы таинственный огромный ящик, который молодой священник привез с собой - это явная отсылка к "Судьбе Салема", более того, механика распространения некой силы явно позаимствована из этого романа. В целом, сериал Флэнегана выглядит как постановка несуществующей книги Стивена Кинга. И это комплимент, ведь все мы любим Кинга, а постановка удалась на славу.
Сериал получился глубоким и продуманным - здесь нет лишних деталей, всё работает на сюжет, на атмосферу, на раскрытие персонажей. Все герои обладают определенной харизмой и у каждого в шкафу прячется скелет, крепкий ненадуманный скелет, с которым зрителю предстоит познакомиться. И эти скелеты будут выскакивать на свет до последнего, удивляя и заставляя пересмотреть некоторые вещи. Есть и отличное раскрытие привычной для ужастика темы - раскрытие нестандартное, с лихим поворотом сюжета и также не лишённое глубокого психологического аспекта.
Нельзя сказать, что это хоррор в привычном понимании слова. Да, есть жуткие моменты, но больше пугают герои - при чём, именно люди, простые люди, делающие свой выбор. В этом Флэнеган также вторит Кингу.
Тема морального выбора необычайно важна в сериале, также как и тема самоопределения, экзистенциальных исканий, также, как и вопрос веры. Диспут двух потерянных и вынужденных вернуться туда, откуда так мечтали сбежать в детстве, персонажей - Райли и Эрин - на тему жизни после смерти находит выход в финальном монологе после мощного и визуально впечатляющего финала. Здесь Флэнегану удается немного примирить две разные точки зрения - изящно и глубокомысленно.
Сериал однозначно рекомендуется к просмотру - и не только фанатам Стивена Кинга, не только адептам жанра хоррор, но и всем любителям хорошего кино, ценящим глубину и желающим присоединиться к размышлениям о вечном.