ФИНАЛЬНЫЙ ТЕКСТ
Проект «Хрупкое вечное» завершается. Благодаря Фонду президентских грантов команда проекта провела много работы по популяризации советских витражей. В финальном тексте я хотела бы подвести итог исследованию кемеровских витражей.
История советского витража
Витраж стал популярным видом монументального искусства в 1970-е годы. Предпосылками популярности витражей стала потребность типовой архитектуры в декоративном компоненте. Сначала роль декора в типовом строительстве на себя взяла мозаика. А вот в 1970-е годы в декоре зданий общественного назначения становится популярным витраж. Техника строительства позволяла освобождать большие части фасада. И впервые со времен готики в архитектуре вновь в большом количестве засверкали цветные стекла со сложными сюжетно-тематическими композициями.
В истории развития советского витража можно выделить два периода. Первый период, когда витраж выполнял идейно-смысловое значение в интерьере и экстерьере архитектуры, охватывает 1970 – 1980-е годы. Второй период приходится на конец 1980-х и начало 1990-х годов. В эти годы витраж становится центральным, в какой-то степени организующим, элементом дизайна интерьера.
Авторство советских витражей
Витраж выполняется коллективом мастеров. Обращаясь к истории кемеровских витражей, мы узнали много имен мастеров. Конечно, в первый период развития витражей выделились крупные личности – авторы сюжетно-тематических композиций, наполненных идеями и смыслами времени. Для Кузбасса такими фигурами стали Сергей Одинцов и Николай Илёшин. Но если Н. Илёшин получал заказы в Кузбассе, живя и работая в Томске, то С. Одинцов был своим. Система советского искусства в регионах работала так, что ведущие художники и скульпторы местного отделения Союза художников определяли облик многих общественных зданий в городе.
Но витраж, как и любое произведение монументального искусства, утверждается городской и партийной властью. В этом смысле, итоговые варианты витражей, как и мозаик – результат компромисса между вкусами представителей власти и автора витража. То есть авторский стиль не был определяющим, но играл огромное значение в тех моментах, до которых властям не было дела. Так складывался монументальный образ советских городов. Представители городской и партийной власти закладывали концептуальные основы витража, а автор предлагал сюжеты и образы и выбирал выразительные средства.
Кемеровские витражи 1980-х содержат романтический пафос и мощный абстрактный компонент. В этом проявился и стиль Сергея Одинцова и вкус и воля заказчиков, функции которых выполняли представители городской и партийной власти.
Кроме Сергея Одинцова в создании кемеровских витражей принимали участие многие талантливые художники. Публикации фото-, видео- и текстовых материалов в рамках проекта «Хрупкое вечное» выявили причастность к созданию витражей в Кузбассе керамистов Сергея Глухова, и Ивана Кротова, живописцев Антона Ягунова и Евгения Корягина, томского витражиста Алексея Потемкина.
Идеалы времени или декор
Сюжетно-тематические композиции в витражах чаще всего отражают идеалы времени. Искусствоведы уже говорят о специфике позднесоветского искусства. Уже в 1970-е годы идеологический компонент уходит на второй план. Вместо него приобретала популярность романтика молодости, эрудиция в мировой культуре и искусстве, поиск новых художественных форм.
В 1970-е годы цензура в искусстве СССр работала выборочно. В станковой живописи абстракция еще не принималась на выставки. Критика еще ругала художников за формализм, а в монументальном искусстве абстракция была популярна и не вызывала вопросов у цензоров. Витраж развивался по пути абстракции. Сначала в абстракционизме художники выражали символические образы времени и сложные эмоции и чувства, которые были недопустимы в изобразительном искусстве. Затем стеклянный абстракционизм пошел по пути декоративности и витраж стал частью дизайна. Кстати, слово «дизайн» было тоже ругательным. Но витражам и это было простительно.
Получается, что в искусстве витража отразились изменения в идейных установках страны, проявилось стремление советских художников к беспредметности и оформилось одно из направлений дизайна.
Трудности сохранения и реставрации
Сейчас в российской истории дизайна идем масштабное изучение советского изобразительного искусства и дизайна. Выявляются новые явления в истории искусства, смещаются акценты. В связи с развитием урбанистики, особое внимание нацелено на монументальное искусство. Популяризируются имена дизайнеров мебели, одежды, транспорта. Весь советский период в искусстве стремительно уничтожается и также стремительно попадает в мировую историю искусства.
Для того чтобы сделать шаг к сохранению монументального искусства, нужно начать обсуждать существующее эмоциональное отторжение советского периода. Собственно, проект «Хрупкое вечное» затронул это культурное явление современности. Если спроецировать приемы работы психологов на невротические состояния в обществе, то можно вывести такую максиму: «принятие позднесоветской эстетики означает принятие себя неидеальными». И современное общество идет по этому пути. Вот только к тому времени, когда советское прошлое будет принято, изучено и музеефицировано, большинство витражей будет уничтожено.
Витражи уничтожаются потому, что люди, которые принимают решение, сталкиваются со сложными проблемами технического характера. Витраж невозможно законсервировать до лучших времен. Мозаики, скрытые сайдингом, имеют шанс на второе рождение, то витраж такого шанса не имеет. Если однажды принять решение сохранять витражи, нужно разработать еще и систему сохранения витражей. Во-первых, решить вопросы с реставрацией и заменой стекол. Советские витражи изготавливались из брянского стекла. Брянский стекольный завод уже не работает. Заменой им стали импортные стекла. Во-вторых, продумать систему сохранения тепла в помещении. Советские витражи пропускают холодный воздух, и это стало серьезным аргументом к их демонтажу. В-третьих, продумать технологию регулярного очищения витража от пыли.
Перечень проблем с сохранением витража перевешивает его нынешнюю ценность именно потому, что в обществе занижена роль советского периода. Принятие советского периода даст ценностную основу для решения столь трудных вопросов реставрации витражей. Проектом «Хрупкое вечное» мы попытались ускорить процесс принятия советского периода, а также выявить художественную и историческую ценность кемеровских витражей.