Найти тему
soullaway soullaway

Любимые трилогии из видака: Индиана Джонс и развесёлая археология.

На самом-то деле археология – это очень скучная и нудная наука. Даже сам Индиана в одном из кинофильмов так и говорит. Всё так и есть – больше всего времени археологи проводят в библиотеках и архивах, в полях они роют землю, в лабораториях потом чистят находки … и всё это с особой скрупулёзностью и без резких движений, ибо тексты они читают преимущественно с древних манускриптов, вещи из земли извлекают хрупкие и значительно подёрнутые временем. То есть совсем это дело не похоже на то, что мы видим в великолепной франшизе Спилберга и Лукаса. Я хорошо знавал парочку реальных археологов – они совсем не походили на героев голливудского кино.

В фильмах про Генри Джонса-младшего всё иначе. Джунгли, пустыни, бурные реки, глубокие каньоны, опасность поджидает на каждом шагу, кругом враги и злопыхатели. Драйв наваливает каждую минуту видеоряда. Ну и, конечно же – фашисты, главные враги мировой археологической добродетели. Они хотят захватить все возможные мистические артефакты древности в свои руки, чтобы потом использовать их для получения мирового господства. А им противостоит такой милый, ловкий, умный и вообще во всех отношениях положительный малый Индиана Джонс.

К тому моменту, когда Генри-младший шагнул на нас с экранов видеосалонов, на дворе уже были 90-ые. Основные три части франшизы были уже сняты, и их можно было смотреть и наслаждаться. Поначалу в салонах на Индиану было практически не попасть – билетов на него никогда в наличии не было, их просто сметали разом. Чуть позже в видеопрокатах его было не взять – очередь передачи расписывали на месяц-полтора вперёд. И совсем позже, когда любой из этих фильмов крутили по кабельному, двор пустел – все шли домой смотреть на то, как Индиана ловко провернёт очередное дело.

Успех этого кино в Америке и на Западе понятен – там всегда любили приключенческое кино. Мы тоже были бы не против такое кино посмотреть – достаточно вспомнить наших «Неуловимых мстителей» и зрительский ажиотаж вокруг них. Но здесь ещё кроме экшена много чего для советского человека сошлось в одном месте. Во-первых, это муза дальних странствий, которая нас тогда влекла в те самые неизведанные страны, в которых не бывал ещё современный цивилизованный человек. Во-вторых, Генри-младший во всех отношениях был и есть наш малый – строгий, морально выдержанный, психически устойчивый, физически и интеллектуально развитый. Это ж просто герой советских фильмов, который попал в иную, буржуазную, атмосферу. И, важно помнить, что в этой атмосфере ему не очень-то и хорошо – сокровища он ищет не для своей личной выгоды, а для сохранения их в исторических и культурных целях в музее своего друга Маркуса Броуди.

В этих фильмах ничего нет такого, что могло бы противоречить советской идеологии. Даже наоборот. Но вот почему-то это кино тогдашние чиновники от культуры для широкого показа покупать не стали. С другой стороны, и здорово, что так – мы познали это чудо в переводе Гаврилова и Михалёва, что предало ему дополнительного шарма и очарования.

Традиционно, от главной музыкальной темы, перейдём к каждому фильму в отдельности.

В поисках утраченного ковчега

-2

Именно под этим названием это кино шло в нашем прокате, хотя в оригинале именуется оно несколько иначе – Raiders of the Lost Ark. Оригинал звучит куда оригинальное (пардон за каламбур), но перевести его с нормальным сохранением смысла действительно нереально – как не пробуй, но будет исчезать двойной смысл слова raiders. Кроме всего прочего хорошо и то, что некий фашистский наймит Арнольд Тот параллельно с Инди ищет Ковчег Завета. Тот, который египетский бог, охотится на то, что иудеи унесли из Египта … может быть это они вообще его игрушечку умыкнули?! Но это уже из свежего. Тогда, когда я смотрел это в первый раз, я ни про каких Тотов не знал. Мне просто нравилось в этом фильме … да, что уж там, мне в нём нравилось всё. Но больше всего, кроме самого Индианы, мне понравился Салах, потому, что он такой большой, наивный и очень добрый. А вот не понравилось то, что ковчег так и не был показан людям даже из дали – здесь я полностью поддерживал негодование Генри-младшего. Хотя сейчас, пересматривая этот фильм уже со своими детьми, я понимаю, что всё верно …

… и храм судьбы

-3

В идеале здесь, конечно, с экшеном малость переборщили. Но зато этот фильм ещё куда более красивый, чем первый. Что вполне естественно, ибо основное место действия – Индия. И социализма здесь хоть отбавляй: пока богатые там в замке жируют, низшие там в долинах голодают, а помогает им добрый малый Инди. Ну, то есть такой каламбур опять – Индиана в Индии.

Что до этой самой страны, то кинолент тамошнего производства у нас было завались, но все они были про обычную жизнь. А вот про мистические культы, существующие ещё со времён моголов, не было. А тут вот на тебе! Какая интересная изнанка индийской жизни раскрывается, да ещё и с непосредственным участием любимого персонажа. Что особенно мне запомнилось из этого фильма, так это трапеза, в процессе которой … ну в общем если помните, то хорошо, а если нет, то я промолчу, вдруг вы кушаете, а я вам аппетит попорчу.

… и последний крестовый поход

-4

Так уж вышло, что именно этот фильм я посмотрел первым – два первых я смог посмотреть только по кабельному. И сразу же после просмотра мне захотелось посмотреть этот фильм ещё раз, больно он был крутой и цепляющий. Здесь же кроме неповторимой харизмы Харрисона Форда добавляется сносящий шарм Шона Конори. Да и сюжет здесь закручен очень лихо – это прям уже не просто линейная сказка, а сложный приключенческий роман. А ещё здесь прям много явно комедийных моментов, не пошлых и очень интеллигентных … чего стоят гэги с Салахом и Маркусом Броуди. Ну и сама тема Грааля – это тоже нечто. Вопрос вечной жизни он такой – почитай, что вечный. Вечным для меня стал и персонаж Инди Джонса. В целом мне понравился и «хрустальный череп» - спецэффекты его не сильно испортили. И пятого фильма я таки жду, и даже с нетерпением. Но они уже совсем не из эпохи видаков и VHS-кассет. А этой уже совсем другая история и другое кино.

… и напоследок:

Как по многочисленным прочим проектам Спилберга и Лукаса за фильмом шёл целый шлейф «пост» материалов. Здесь, ровно, как и в случае «Звёздных Войн», были и книги, и комиксы, и компьютерные игры, и даже сериал привального характера. Как ни странно, но все они были хорошие. Особенно памятной для меня стала игра на Денди про молодого Индиана Джонса, для прохождения которой требовалось не менее 8 часов. Ни сейвов ни кодов в ней не было – попух, начинаешь с начала. Вот уж где была реальная тренировка выдержки и характера будущего археолога. Но таковым я не стал и может быть и зря. У меня же на сегодня всё. Спасибо вам за внимание и до новых встреч.