Удивительно, но поначалу человек, далёкий от темы психического здоровья, предполагает у себя самые невероятные диагнозы. Кажется, что только опухоль мозга - достаточный аргумент для того, чтобы позволить себе находиться в состоянии крайнего опустошения, бессилия и апатии.
Так думала и я. Все мои способности, весь талант, вся энергия, которой я фонтанировала первые 20 лет жизни, утекали, как песок сквозь пальцы, а я просто наблюдала и не могла остановить этот процесс.
Трудно сказать, сколько лет прошло с появления депрессии и до момента, когда я осознала, что мне пора к психиатру: у моей болезни не было конкретных причин. Но года три я потеряла точно.
Я обратилась к врачу, уже когда ушла с любимой работы и практически не вставала, не ела и ничего не соображала, кроме того, что не хочу больше существовать. С тех пор больше пяти лет я непрерывно лечусь.
Первые два года терапии я надеялась, что вот-вот мне подберут подходящую схему, и я стану прежней, вернусь к активной работе, закончу повисшие проекты, наверстаю упущенные годы. Но вот перепробованы все препараты, пройдены все обследования, сменены психиатры и психотерапевты, а я всё так же на дне.
Только спустя пять лет я поняла, что моя депрессия настолько хронифицировалась, что я не только не смогу вернуться к прежнему уровню продуктивности, но и, скорее всего, всю жизнь буду принимать таблетки.
"С точки зрения врача, нет разницы между депрессией и диабетом: одни пожизненно принимают антидепрессанты, другие - инсулин. Относись к этому проще", - меланхолично посоветовал невролог.
Что из симптомов осталось со мной спустя годы нелеченой и годы леченой депрессии:
- хроническая усталость (я сплю по 10-12 часов ночью, а потом ещё 2 часа днём, потому что постоянно чувствую себя сонной и разбитой);
- низкая работоспособность (меня хватает на 2-4 часа, а дальше я просто доживаю этот день, не в силах даже ютубчик посмотреть);
- низкая стрессоустойчивость (реально, я стрессую даже по поводу необходимости почистить зубы);
- сниженные когнитивные способности (с трудом концентрируюсь, плохо усваиваю новую информацию, начисто забываю старую, да и, попросту говоря, чувствую, что безвозвратно тупею);
- крайнее физическое истощение (которое проявляется не просто на уровне самоощущения, но и подтверждается данными анализов);
- отсутствие глубоких эмоций;
- нулевое либидо.
Как видите, мыслей о том, как бы закончить такую жизнь, а также сниженного настроения в этом списке нет. Это мой заслуженный прогресс. Сейчас я бы охарактеризовала своё состояние как астению, а не депрессию. И этот блог я посвящаю именно ей: точнее, процессу борьбы с хронической усталостью, апатией и абулией.
Ну и мораль: все эти тяжёлые последствия депрессии, очень сильно снижающие качество жизни, можно было бы существенно смягчить, если бы я вовремя честно призналась себе, что всё происходящее со мной - это не лень, не безволие, не слабохарактерность, а болезнь, и лечить её нужно так же срочно, как пульпит или пневмонию.
Не думайте, что "само пройдёт". Не называйте себя "тряпкой". Не занимайтесь самолечением. Обратитесь к врачу.