«Маленький Вилли» — первый в истории работоспособный прототип танка, построенный в 1915 году в Великобритании.
Причиной создания этой машины и будущих танков стала не возможность пехоте преодолевать вражеские траншеи. Первым кто должен был следить за этим и смотреть на продвижение солдат стал полковник Эрнст Суинтон, он был послан на западный фронт чтобы посылать отчёты о ходе боевых действий. В ходе которых он заметил, что один пулеметчик в траншеи мог убить больше 100 а может и 1000 солдат. В своем отчете он написал что тракторы с гусеничной базой и хоть какой-то броней могли противостоять вражескому пулеметному огню. Суинтон предложил создание таких машин, но его предложение отвергли Джоном Френчеми его научные советники. Но вскоре Суинтон связался с с полковником Морицом Ханки, который передал это идею прямо Уинстону Черчиллю, который отдал приказ об создании кометета по сухопутным кораблям. Поручено это было лейтенанту Уолтеру Гордону Вильсону из морской авиации и Уильяму Триттону из компании William Foster & Co. Ltd. была поставлена задача создания небольшого наземного корабля. Построенной в большой секретности, машине было дано кодовое имя «танк Суинтона».
Создание
Постройка прототипа началась 11 августа 1915 года. 16 августа Триттон решил установить за кормой двухколёсную рулевую тележку, которая должна была существенно улучшить управляемость. 9 сентября 1915 года «Линкольнская машина № 1» (англ. Lincoln Machine No.1), совершила свой первый испытательный пробег по двору завода «Wellington Foundry». Сразу же обнаружился целый ряд недостатков. Во-первых, гусеницы были плоскими и создавали значительное сопротивление при поворотах. Подвеску изменили таким образом, чтобы нижний профиль гусеницы стал выпуклым, и поворачиваемость машины значительно улучшилась. Во-вторых, при преодолении траншеи гусеница провисала и соскальзывала с катков. Триттон и лейтенант Уолтер Уилсон испытали множество вариантов гусеницы и остановили свой выбор на гусенице, состоящей из плоских литых траков, соединенных заклепками. Каждый трак снабжался направляющими, допускавшими его движение только в одной плоскости и не позволявшими гусенице провисать. Таким образом, гусеница была жёстко прикреплена к раме катка. Рамы же прикреплялись к корпусу танка при помощи валов, допускавших их незначительные перемещения относительно корпуса. Конструкция оказалась удачной и применялась на британских танках вплоть до модели «Mark VIII». Первый прототип наземного корабля, названный Little Willie, был продемонстрирован Эрнсту Суинтона и Комитету по сухопутным кораблям 11 сентября 1915 года.
Испытания
Испытания прототипа были начаты 10 сентября 1915 года, но закончились не слишком удачно. При длине машины в 8 метров и массе 14 тонн проходимость у нее оказалась не слишком хорошей. Хотя максимальная скорость No.1 в 5,5 км/ч, была пусть немного, но немного выше требуемого показателя. Многие считают, что использование «Маленького Вилли» на поле боя могло бы принести Великобритании значительно большую пользу, чем ее тяжелые танки. Его могли производить в куда больших количествах, нежели большие и тяжелые «ромбы». Дальнейшее совершенствование могло бы существенно повлиять на его вооружение (например, автоматическую 40-мм пушку можно было бы заменить на 57-мм). А совершенствование подвески и КПП повысить плавность хода до 7-10 км/ч, что дало бы англичанам первый по-настоящему универсальный танк. Впрочем, и с 40-мм орудием он мог бы очень хорошо действовать на поле боя, если бы конструкторы добавили к его корпусу еще два бортовых спонсона под пулеметы.
Конечная судьба
После войны «Маленький Вилли» было решено сохранить для последующих поколений. В 1940 году его защитили от утилизации на металлолом, и в настоящее время танк демонстрируется в танковом музее Бовингтон. Сейчас это по большей части пустой корпус без внутренней «начинки».
Информация взята из открытых источников. Если вам понравилась статья то можете ее оценить и подписаться :)
#великобритания #бронемашина #первая мировая война #история