С детства Алексей Максимович был свидетелем драк и жестокости. Оба его дяди по матери были преступниками.
Безусловно это оставило отпечаток на творчестве писателя и его убеждениях, возможно, это стало причиной по которой он поддержал большевизм, чтобы в результате революции мог появиться Новый ЧЕЛОВЕК.
Ты взгляни просто, злой человек правда, а добрый где? Доброго ещё нет.
В поисках доброго человека
Максим Горький не терпел крестьянство за его жестокость. В своей статье 1922 изданной в Берлине,(в СССР никогда не издавалась) посвященной поиску источника этого качества личности в русском народе, он пишет о том, как в юности искал по деревням доброго вдумчивого крестьянина, описанного в литературе XIX века. Найти такого писателю не удалось.
Я встретил там сурового реалиста и хитреца, который, когда это выгодно ему, прекрасно умеет показать себя простаком. По природе своей он не глуп и сам хорошо знает это. Он создал множество печальных песен, грубых и жестоких сказок, создал тысячи пословиц, в которых воплощен опыт его тяжелой жизни.
Горький находит, что весь крестьянский быт с пословицами, афоризмами пропитан жестокостью, которая впитывается с малых лет и считается нормой. Бьют как женщин, так и детей.
На бабу да на скотину, суда нет.
Чем больше бабу бьешь, тем щи вкуснее.
Просматривая уголовные дела и их характер за 10 лет с начала 1900 года, писатель был поражен количеству дел против малолетних.
Есть в его жизни эпизод, когда он стал свидетелем избиения женщины за измену.
Идет деревенская процессия: во главе мужик, который уличил жену в неверности, рядом лошадь а позади толпа жителей этого селения.
И вот мужик бьет кнутом один раз лошадь- один раз женщину, один раз лошадь- один раз женщину. Толпа ликует и злорадствует, смотрит с упоением и жаждет продолжения, пусть даже ценой гибели женщины. Что жалеть ее, поделом ей, думает толпа. Горький, смотря на это, бросился в драку и был избит.
В поисках корня жестокости у русского народа Алексей Максимович спрашивал у участников Гражданской войны, чувствуют ли они неловкость. Один командир красноармейцев отвечал, что испытывал это чувство за границей, в Пруссии, когда сжигали развитую хозяйственную деревню и народ тот. По отношению к русским он этого не чувствовал, т.к считал народ диким:
Я вам, товарищ, прямо скажу: русского бить легче. Народу у нас много, хозяйство у нас плохое; ну, сожгут деревню, - чего она стоит! Она и сама сгорела бы в свой срок.
Горький делает акцент на том, что все изуверства исходили от частных лиц в виде бандитов были их личной инициативой.
Деревенские и городские
Из разговоров с крестьянами писатель Революции видит, что городские жители считаются для них вредными, а для некоторых даже лишними, живущие за счет хлеба деревни. Землю на которой он работает считает своей собственностью, отнятой у него.
-Пользы нам от фокусов этих нет, а расход большой и людьми, и деньгами. Мне подковы надо, топор, у меня гвоздей нет, а вы тут на улицах памятники ставите — баловство это!
— Ребятишек одеть не во что, а у вас везде флаги болтаются...
Высказался в разговоре один крестьянин писателю.
1919 году, в годы Гражданской войны деревенский житель в обмен на картофель и хлеб получил от горожанина все, что хотел и понял как зависит город от деревни. По поводу голода и Революции речи его стали циничнее.
Несчастье — большое, и народу вымрет — много. Но — кто вымрет? Слабые, трепанные жизнью; тем, кто жив останется, в пять раз легче будет.
В заключение статьи, Алексей Максимович размышляет о развитии русского народа.
Революция всколыхнула людские массы и после этого волнения не останется старого архаичного крестьянина.
Появиться новый "милый симпатичный человек":
Деловой народ, недоверчивый и равнодушный ко всему, что не имеет прямого отношения к его потребностям. Он не скоро задумается над теорией Эйнштейна и научится понимать значение Шекспира или Леонардо да Винчи. Очень скоро усвоит значение электрификации, ценность ученого агронома, полезность трактора, необходимость иметь в каждом селе хорошего доктора и пользу шоссе.
У этого человека будет развита историческая память и он с недоверием будет относиться к интеллигенции, разного рода мятежам и волнениям.
Город, как мастерская идей, новых мыслей, всего того, что облегчает быт и жизнь человека, будет не скоро понят появившемся новым человеком.
Спустя 100 лет кое-что из сказанного, особенно важности технологий можно увидеть в нашей жизни.
Сама статья оставляет неоднозначное лично у меня. Почитайте сами.
#горький #писатели #крестьянство