Найти тему
Юрий Кислов

Рок-группа GRATEFUL DEAD: БЛАГОДАРНЫЕ МЕРТВЕЦЫ из славных 60-х…

Всем, кто читал Марка Твена и его бессмертные приключения Тома Сойера и Гельберри Финна, хорошо известно, какими страшилками, жуткими историями и мрачными обычаями напичкано воображение американского подростка. Сегодня я напишу о рок-группе GRATEFUL DEAD, название которой можно перевести как БЛАГОДАРНЫЕ МЕРТВЕЦЫ.

Согласно среднеамериканскому преданию (впрочем, подобное встречается и у других народов), если человек похоронил мертвеца, которого по разным причинам отказывались предавать земле другие, этот мертвец, а вернее – его дух, в трудную минуту выручит его.

Но я опережаю сам себя. Потому что вы читаете сейчас мой очередной материал на канале ЮРИЙ КИСЛОВ (поверьте, стоит подписаться, если вы еще этого не сделали), где я повествую о рок-группах славных шестидесятых, эпохи, когда рок-музыка заявила о себе громко и уверенно. Как явление. Как образ жизни. Как великая музыка, у которой нет конца.

Если вы кликнете ЗДЕСЬ, то увидите в созданном мною каталоге, какую работу я уже проделал. Там всё по порядку и по алфавиту.

Но вернемся к GRATEFUL DEAD. И напишу я в основном о шестидесятых в их замечательной истории: повторюсь, что именно эта славная эпоха меня, да и многих моих подписчиков, интересует. А продержались они на плаву аж до 2015 года.

Поначалу они именовали себя MOTHER McCREE`S UPTOWN JUG CHAMPIONS, затем WARLOCKS, только в 1965 году стали называться GRATEFUL DEAD.

Представляю оригинальный состав. Лидер-гитара Джерри Гарсиа, ритм-гитарист Боб Виэр, бас-гитарист Фил Леш, клавишник Рон «Пигпен» МакКёнэн и барабанщик Билл Кройцманн.

-2

Ну, понятно… Шестидесятые, Сан-Франциско и его окрестности, сумасшедшая атмосфера… Коллектив спонсировал некий Оуосли Стэнли, который официально производил ЛСД, так что у парней в этом грязном товаре не было недостатка. Более того, этот Стэнли был еще и звукоинженером. Именно он создал позднее для команды знаменитую «стену звука» (об этом ниже).

Их музыка была дикой смесью рока, кантри, блюза, фолка и блюграсса (коктейль из афроамериканского джаза и ирландско-английско-шотландской традиционной музыки). Они любили импровизировать. Выступали бесплатно и в окрестностях Сан-Франциско приобрели, скажем так, почти что культовый статус.

Впрочем, тогда на западном побережье США, разного рода рок-групп было по десятку на каждую квадратную милю. Тем ценнее с точки зрения любого меломана, был их прорыв.

В конце 1966 года они заключили контракт с "Warner Bros". И на свет появилась их дебютный альбом "Grateful Dead" (1967 год). Альбом студийный, где музыканты попытались передать ощущение живого концерта. Следует отметить, что они вообще обожали разного рода джемы, и могли не сходить со сцены в течение шести часов.

-3

Фанаты, объединившиеся в огромную толпу под названием "Deadheads", просто с ума сходили от подобного рода многочасовых откровений… Альбом не очень получился. Но советую настоятельно. Лучше пластинки, с помощью которой можно мгновенно ворваться в их творчество, не существует.

Если в двух словах назвать их стиль, то ничего не получится. Но рискну. Назову его УНИКАЛЬНО-ЭКЛЕКТИЧНЫМ и ПСИХОДЕЛИЧЕСКИМ. Как видите, в два слова не уложился…

Второй альбом группы называется "Anthem Of The Sun" (1968 год). Помимо того, что он вновь погружает нас в бездну импровизаций и свободного джема, стоит отметить новое качество текстов (группа начала сотрудничество с поэтом Робертом Хантером).

-4

Более того - GRATEFUL DEAD пригласили к себе второго барабанщика Микки Харта. Это было довольно революционное решение: ритмический рисунок кардинально изменился. Парни экспериментировали на всю катушку.

1969 год… Команда выпускает альбом "Aoxomoxoa". Еще одна замена. Дело в том, что МакКёнан к этому времени стал сильно закладывать за воротник. Поэтому парни были вынуждены пригласить в качестве клавишника Тома Константена.

-5

Еще раз отмечу стремление GRATEFUL DEAD к экспериментированию. Во-первых при создании альбома применили новинку – 16-дорожечную технологию записи. Во-вторых, альбом писался, что называется, до одури. Каждая композиция переделывалась, совершенствовалась, каждый нюанс обтачивался не единожды. Группа потратила на студийное время столько средств, что даже влезла в долги.

Выход из намечающегося финансового краха нашли в издании концертника (ранее вышедшие пиратские не в счет). «Live/Dead», вышедший в этом же, 1969 году, настоящий шедевр. Сплошные импровизации; стоит только послушать композицию "Dark Star", которая длится 23 минуты, чтобы понять ВСЁ о GRATEFUL DEAD!

-6
-7

Группа стала культовой. Этому способствовала огромная востребованность Джерри Гарсиа, который, к примеру, наряду с игрой в БЛАГОДАРНЫХ МЕРТВЕЦАХ, активно участвовал в студийных записях JEFFERSON AIRPLANE, JERRY GARCIA BAND, STILS и многих других рок-групп.

Большой коммерческий успех принесли две следующие студийные работы: "Workingman's Dead" и "American Beauty" (оба выпущены в 1970-м году). Тексты Хантера, что там говорить, сыграли свою особую роль. Если говорить о музыке, то получилось некое отдаление от психоделики в направлении кантри-рока. Альбомы породили массу хитов: стоит обратить внимание на "Sugar Magnolia" и "Truckin", которые крутили на радио бессчётное количество раз.

-8
-9

С записями участия GRATEFUL DEAD на легендарных фестивалях в Вудстоке и Альтамоне (1969 год), группе не повезло. На первом при выступлении выявилась масса технических проблем, одного из участников даже ударило током, и запись выступления не включили в записи фестиваля. Ну, а на Альтамонском фестивале до их выхода на сцену начались трагически известные события, связанные с массовым насилием. Они должны были выступать после ROLLING STONES, но так и выступили…

-10

Ну, а далее наступили семидесятые, восьмидесятые и девяностые. А вы знаете, что я пишу о славных шестидесятых: именно в них GRATEFUL DEAD создали свое ярчайшее творческое «Я»

-11

Они выпустили кучу альбомов. В начале семидесятых в их дискографии присутствует даже тройной концертник.

Они давали каждый год около 100 концертов, не забывая регулярно выпускать студийные альбомы. В 1979-м они потрясли музыкальный мир концертом у подножия египетских пирамид.

-12

С 1980 по 1987 год группа на выпустила ни одного студийного альбома: внутри коллектива происходили разного рода перестановки, уходы и приходы музыкантов. Определенную роль в этом играли наркотики и алкоголь, что уж там говорить…

-13

Необходимо отметить альбом «In The Dark» (1987 год), который стал самым коммерческим в истории рок-группы, сингл «Touch of Grey» впервые попал в топ-10.

-14

В 1989 году они выпустили свой последний студийник "Built To Last", где парни использовали технологию MIDI.

-15

Много чего было в истории этой замечательной команды.

Например, в 1995 году на экраны вышел документальный фильм о них, который называется «Tie-Died: Rock’n’Roll’s Most Deadicated Fans» (можно найти в интернете). Там показаны GRATEFUL DEAD во всем их великолепии, а также сумасшествии, связанном с фанатами, следующими за группой по пятам.

-16

А теперь о знаменитой СТЕНЕ ЗВУКА, которую они придумали, и которой я обещал рассказать выше. Это огромная конструкция из мониторов, которую придумал звукотехник команды Оусли Стенли III (Owsley Stanley III) по прозвищу Медведь (Bear).

Парни вложили в этот проект немало денег. Вся затея заключалась в том, что музыканты слышали себя так, как их слышит народ, т.е. мониторы, направленные от публики к исполнителям, отсутствовали. Впервые публика услышала ЭТО в 1974 году.

-17

Всё это чудовище приходилось монтировать двое суток. GRATEFUL DEAD пришлось увеличить штат техников, динамики постоянно перегорали, приходилось хитрить с микрофонами, переворачивая их на 180 градусов по фазе к динамикам.

Современники свидетельствуют, что чистота звука была просто невероятной. Но намучившись со всей этой техникой год (а команда постоянно вела концертную практику, переезжая с место на место), музыканты распродали её по частям другим рок-группам… Но этот опыт был показателен для всего музыкального мира…

-18

Вот ДИСКОГРАФИЯ официальных альбомов группы. Есть еще БОЛЕЕ СОРОКА альбомов, вышедших вперемешку в сериях «Dick’s Picks» и «View From The Vault» на CD и DVD. Количество пиратских дисков не поддается исчислению…

1967 The Grateful Dead

1968 Anthem of the Sun

1969 Aoxomoxoa

1969 Live/Dead

1970 Workingman`s Dead

1970 American Beauty

1970 Vintage Dead (концертный альбом)

1971 Historic Dead (концертный альбом)

1971 Grateful Dead (Skull & Roses)

1972 Europe `72

1973 History Of The Grateful Dead, Vol. 1 (Bear’s Choice)

1973 Wake Of The Flood

1974 Grateful Dead From The Mars Hotel

1975 Blues For Allah

1976 Steal Your Face

1977 Terrapin Station

1978 Shakedown Street

1980 Go To Heaven

1981 Reckoning

1981 Dead Set

1987 In The Dark

1989 Built To Last

1990 Without A Net

1991 Infrared Roses

1996 Grayfolded

2000 So Many Roads (1965—1995)

2001 The Golden Road (1965—1973)

2002 Postcards Of The Hanging

2004 Beyond Description

2004 Rockin' The Rhine

2005 Rare Cuts and Oddities 1966

Стоит упомянуть об огромном влиянии GRATEFUL DEAD на развитие музыкальных сайтов в интернете, и о начатой ими практике бесплатного распространения концертных записей команды в Сети. Сами музыканты почти не имели к этому никакого отношения. Но среди их многочисленных поклонников, в свое время, оказалось немало продвинутых людей, которые в свое время создали форум «Grateful Dead Conference».

-19

И музыканты, позднее, с появлением формата MP3 сделали отмашку, а точнее - попросту разрешили качать и перекачивать записи их концертов не надувая щеки и не требуя за это денег. Более того, GRATEFUL DEAD позволили фанам создавать бутлеги, а на своих концертах даже создавали специальные зоны, где сидели меломаны и записывали живую музыку группы для дальнейшего распространения и обмена. Пиратство, таким образом, было узаконено.

Что и говорить, - молодцы! Многие рок-группы последовали позднее их примеру.

ПОСЛЕДНИЙ СОСТАВ

Джерри Гарсиа — соло-гитара, ведущий и бэк-вокал (1965—1995)

Боб Вейер — ритм-гитара, ведущий и бэк-вокал (1965—1995)

Фил Леш — бас-гитара, бэк и ведущий вокал (1965—1995)

Билл Кройцманн — ударные, перкуссия (1965—1995)

Мики Харт— ударные, перкуссия (1967—1971, 1975—1995)

Винс Велник— клавишные, бэк и ведущий вокал (1990—1995)

БЫВШИЕ УЧАСТНИКИ

Рон Маккернан — клавишные, гармоника, перкуссия, ведущий и бэк-вокал (1965—1972)

Том Константен — клавишные (1968—1970; концертный музыкант 1967—1968)

Кит Годшо — клавишные, бэк-вокал (1971—1979)

Донна Годшо — бэк и ведущий вокал (1972—1979)

Брент Мидланд — клавишные, бэк и ведущий вокал (концертный участник; 1979—1990)

Роберт Хантер — поэт-песенник, инструменты: нет (1967—1995)

Джон Перри Барлоу — поэт-песенник, инструменты: нет (1971—1995)

В 1994 году Джерри Гарсиа был введен в ЗАЛ СЛАВЫ РОК-Н-РОЛЛА.

В августе 1995 года у Джерри случился смертельный сердечный приступ. В США его смерть потрясла рок-публику до такой степени, что эффект можно сравнить разве только с реакцией общества на смерть Джона Кеннеди.

В декабре 1995 года члены группы объявили, группа заканчивает свое существование.

Позднее кое-кто из прежнего состава GRATEFUL DEAD под названием THE DEAD выступали на разных концертных площадках, реализуя свои проекта. В 2015 году они отыграли свой прощальный концерт.

Вспомним, и, как говорится, вздрогнем…

Заходите почаще, друзья мои, на канал ЮРИЙ КИСЛОВ: вас ждем еще много интересного. Это мой 218-й материал в ДЗЕНе. Подписывайтесь, если что.

И еще… У меня возникли кое-какие проблемы с железом. Буду вам благодарен, если вы поможете для развития канала материально. Мне помогут даже 100 рублей:)) Карточка СБЕРА МИР 2202 2008 9258 9803

С уважением