Найти тему
Григорий Чумаков

Деревенская интелегенция

Добрый день, уважаемый читатель! Продолжаю рассказ о жизни Владимира.

Цыган

Фото из сети.
Фото из сети.

Кавалеристом Владимир Петрович не стал. Времена не те, да и здоровье, отнятое фронтом, обратно не воротишь. Однако от быстрой езды на конях Володя не смог отказаться, но из всадника переквалифицировался в кучера. Нет, Владимир не занимался извозом. Он ездил как начальник на собрания на лошадях. В Сибири в качестве легкой упряжи для пары коней был распространён так называемый ходок . Ходком называли телегу с устроенным на ней седельным местом.

Типичный "ходок" воссозданный реставраторами. Фото из сети.
Типичный "ходок" воссозданный реставраторами. Фото из сети.

Во времена Владимира такое сиденье, как правило, изготавливали из ивового прута, этакая плетёная корзина для сиденья. В ходок запрягал Володя пару из жеребца и кобылы. Кони были приучены ходить вместе в упряжке. У них и клички были из одной сферы. Кобылу звали Щука, а жеребца Карась.

В день, когда в соседней деревне за 25 километров было партийное собрание, Владимир запрягал Щуку с Карасём в пять утра. Одевал свой костюм, кирзовые сапоги. За голенище сапога засовывал финку, в то время встречались лихие люди на дорогах, брал кнут в восемь колец, садился в ходок и трогался в путь. Через три - четыре часа Владимир уже был на месте в соседней деревне. Ездил он быстро, и если у неспешащего извозчика уходил на дорогу день, то Владимир что, называется, пёр во всю прыть. Лихой вид, кнут в руке и быстрая езда способствовали появлению у Владимира клички - цыган. «Опять цыган на собрание понёсся!» - говорили прохожие, наблюдая, как разогнался Владимир.

Фото из сети
Фото из сети

Не всегда партсобрания проходили рядом. Районный центр находился в 85 километрах от деревни, где начинал свою карьеру Владимир. Часто приходилось ездить туда. По пути останавливались на ночлег в заезжей избе. Такую избу содержал колхоз. Там отдыхали люди, а лошади набирались сил на скотном дворе. Жена и дети очень редко видели Владимира. А в деревне хата без мужика как сирота. Помимо заседаний время от времени Владимира Петровича отправляли учиться по партийной линии. Для конспектов у него была общая тетрадь, где он каллиграфическим подчерком писал конспекты по учёбе. В наши дни ценность этих текстов нулевая. Поскольку жизнь текла в одном русле, а теории коммунизма где-то в параллельном мире. Однако вращаясь среди разных людей и бывая в городе, невольно сравниваешь жизнь городскую и деревенскую.

Культура

Однажды Владимир Петрович вернулся с каких-то курсов. Выдался редчайший выходной, в который Владимир ушел во двор и начал копать яму.

Фото из сети.
Фото из сети.

Старший сын крутился вокруг папки. Приезд отца для него всегда был праздником. Мать меньше ругается, да и расстарается чем-то разнообразить пищу, хоть и не до разносолов было в то тяжелое послевоенное время. Отец что-нибудь новое расскажет. Ведь ни телевизоров, ни интернета не было. Все интересные новости только по сарафанному радио. В этот раз отец был молчалив и неразговорчив. «Пап, а пап, а что ты копаешь?» - спросил сын. «А ты что, не видишь? - спросил в ответ отец и пыхнул дымом от папиросы, - яму!» «А зачем нам яма?» - не унимался парнишка. «Увидишь», - сказал отец и более не говорил. Сын не отходил от отца, желая узнать, для чего яма. Выкопав яму, отец принялся колотить вокруг неё какую-то будку. Вышла мать: «Чего это ты удумал, Володь?» «Увидите», - ответил тот и продолжил свою работу. Когда Владимир увлекался работой , то не мог останавливаться, чтобы не сбили с идеи. Только из-за травмы ног приходилось делать вынужденные перекуры. Наконец маленькая будка была готова. После чего отец взял смазку для осей телеги и квочем намазал на двери слово СОРТИР. «Пап, а пап, а что такое сатир?» неправильно прочитал сын. «Ну и что это такое?» - улыбаясь, подключилась вновь супруга. «А это, – заметил отец, – отхожее место. Теперь на двор (в туалет) будете ходить не в стайку к скотине, а в сортир».

Фото из сети.
Фото из сети.

Так в деревне появился первый выделенный туалет, который в нынешнее время хает каждый городской житель. Скоро новшество было продемонстрировано соседям. Люди, оценив постройку, стали возводить такие же у себя. Культура пришла на село.

Такая бытность была в деревне в 50-х годах. До новых встреч читатель!