Отвлечемся от темы любви в творчестве Шарля Бодлера и поговорим о том, как автор видел становление поэта и его — читайте «свой» — путь. Приведу два отрывка-подстрочника из стихотворения «Благословение», которым Бодлер открывает первый лимб (вторым вариантом названия сборника были «Лимбы» — отсылка к «Божественной комедии» Данте), то есть первую часть «Цветов зла» — «Сплин и идеал». Полный текст можно прочитать по ссылке: https://wikilivres.ru/Благословение_(Бодлер/Левик)
Благословение
«…Однако под незримым покровительством Ангела
Обездоленный ребенок солнцем опьянен,
И во всем, что пьет, и во всем, что ест,
Он находит амброзию и алый нектар.
Играет с ветром, разговаривает с облаком,
И опьянен пением пути креста;
И Дух, что сопровождает его в странствии,
Плачет, видя его радостным, как лесная птица.
Все те, кого он хочет любить, смотрят на него со страхом,
Или же, осмелевшие из-за его спокойствия,
Выискивают, что может вытянуть из него возглас боли,
И испытывают на нем свою свирепость.
В хлеб и вино, предназначенные для его рта,
Они замешивают золу с грязной слюной;
Лицемерно отвергают то, к чему он прикасается,
И обвиняют друг друга в том, что идут по его стопам…»
«…Я знаю, что страдание - единственное благородство,
Которому не навредит никогда ни земля, ни преисподняя,
И чтобы сплести мою мистическую корону,
Нужно отдать все времена и все миры.
Но потерянные драгоценности древней Пальмиры,
Неведомые металлы, жемчуг моря,
Поднятый твоей (Бога) рукой, не будут достаточными
Для этой прекрасной, ослепительной и ясной диадемы;
Ибо будет она только из чистого света,
Зачерпнутого из священного очага первобытных лучей,
Для которых смертные глаза во всем своем великолепии —
Всего лишь затемненные и жалобные зеркала!»
Бодлер пишет «Благословение» в 19 лет (1840 г.), и в нем очевидно влияние идей романтизма, от которого поэт со временем отходит. Герой обращается к Богу, стремится к нему, в Боге заключена красота. Тема страданий и разложения уже читается, но поэт все еще смотрит наверх и мнит себя посланником небес. Это отправная точка, из которой Бодлер начинает свой путь к эстетике отвратительного, декадансу, богоборчеству и воспеванию Сатаны. И мы можем пройти этот путь вместе с ним: от «Сплина и Идеала» к «Смерти».
#литература #поэзия #искусство #шарль бодлер