Найти тему
Кино и книги

"Война шаманов, дружба человека с волком и чукотский Робинзон": 3 малоизвестных фильма о жизни народов Севера

Оглавление

Продолжая рассказ о картинах, посвященных изображению жизни северных народов, предлагаю вам три очень достойные киноработы. Две из них снимались еще в СССР, а третья - в 1994 г. по роману советского чукотского писателя Юрия Рытхэу. Все они интересны, экзотичны и, надеюсь, вам понравятся.

Подпишитесь на канал и поставьте лайк! Вы поможете развитию канала! Заранее спасибо!
Подпишитесь на канал и поставьте лайк! Вы поможете развитию канала! Заранее спасибо!

"Белый шаман" 1982 г. 3 серии.

1935 г. В стране Советов уже построены Магнитка и Днепрогэс, а на далекой Чукотке жизнь идет по вековым законам предков. Охотники добывают нерпу, оленеводы гоняют оленей. Чукотка - суровый край: море, равнина, покрытая то снегом, то травами и высокие скалы, которые называют каменными великанами.

В этом мире люди близки к природе. Они верят в добрую Мать-моржиху, которая стучит головой в ледяной бубен и отгоняет зло. Ей приносят в жертву, бросая в море, самое дорогое: охотники - мясо, погонщики оленей - рога животных, а воспитанница чукотского торговца Ятчоля Кайти - красивую тонкостенную чашечку, подарок покойной матери.

Кадр из фильма "Белый шаман". Кайти (Светлана Хилтухина) обращается к Матери-моржихе.
Кадр из фильма "Белый шаман". Кайти (Светлана Хилтухина) обращается к Матери-моржихе.

Кайти - красивая девушка. Ее хотят взять второй женой и Ятчоль ,и черный шаман Вапыскат, а она выбрала охотника Пойгена, которого люди зовут белым шаманом. Пойген любит и умеет играть на бубне и чувствует многое, недоступное другим - чужую боль и радость. Люди понимают, что он не такой как все и считают его белым шаманом, идущим за солнцем.

Черный же шаман Вапыскат, идущий за луной, - сторонник зла. Он может напустить порчу, поэтому Кайти просит Мать-моржиху защитить ее и отдает самую любимую вещь - чашку, которая умеет петь, как ее душа.

Кадр из фильма "Белый шаман". Черный шаман Вапыскат (Болот Бейшеналиев).
Кадр из фильма "Белый шаман". Черный шаман Вапыскат (Болот Бейшеналиев).

Пойген и сам постоит за свою любовь. Он сойдется с черным шаманом в поединке на арканах за невесту и выиграет. Молодые супруги поставят ярангу и будут жить вместе.

Наступает эпоха перемен и скоро все люди стойбища столкнутся с ее вторжением. Советская власть организует новые фактории для скупки пушнины. На чукотский берег, где живут наши герои, пришлют торговать Степана Чугунова, моряка, бывшего ЧОНовца, рванувшегося на край света из-за личной драмы: жена ушла к другому.

Кадр из фильма "Белый шаман". Тоскующий Степан Чугунов (Николай Олялин).
Кадр из фильма "Белый шаман". Тоскующий Степан Чугунов (Николай Олялин).

Степан местного языка не знает, как и чукчи - русского. Немного знает языки Ятчоль, служивший у американских и русских торговцев, но, во-первых, речь Степана полна советских лозунгов, во-вторых, у Ятчоля - свои интересы. Так что его переводы - вдохновенная отсебятина.

Из-за разницы речи и манер русские и чукчи понимают друг друга настолько превратно, что из этого происходит много осложнений на пути их сближения.

Картина очень хорошо показывает, что не образование, которое может только отточить ум и способности, а духовные качества неравнодушного человека, познающего мир, создают истинную интеллигентность, поэтический дар, философский склад ума. Противостояние Пойгена и Вапыската, Пойгена и Ятчоля - борьба добра и открытости против зла и эгоизма.

Сюжет интересен, полон событий, иногда - забавных, иногда - трагических. Музыка Эдуарда Артемьева гармонирует с пейзажами Чукотки, эпизодами из быта северного народа. В фильме хорошо проработаны персонажи и прекрасная игра актеров.

Особенно я бы выделила Болота Бейшеналиева в роли умного и злого черного шамана Вапыската и Николая Олялина, играющего Степана Чугунова, в котором широкая русская душа сочетается с поверхностно усвоенной идеологией.

Фильм снят по одноименному роману Николая Шундика, который тоже рекомендую к прочтению. Автор семь лет работал учителем на Чукотке и прекрасно передает мистическое мироощущение своих героев.

"Под северным сиянием" 1990 г. (СССР, Япония) 2 серии

1912 г. Дальний Восток. Упряжка, на которой якут Алеша везет бежавшего с каторги политического, уходит от волков. Хищники догонят их ночью, когда погаснет костер и кончатся патроны. Останется только белая собака Данка, которая создаст пару с волком и родит маленьких волкособов. Из них тоже останется один, самый умный, - Буран.

Кадр из фильма "Под северным сиянием". Данка и ее волк.
Кадр из фильма "Под северным сиянием". Данка и ее волк.

Он будет наводить страх на всю округу и лишит купца Лежнева любимой белой лошади. Путь Бурана пересечется с русским каюром Арсением, бывшим политзаключенным. Это он когда-то дал Алеше задание доставить беглеца. Арсений знал мать Бурана, Данку, и спасет его, израненного в поединке с другим волком.

Выпущенный на волю благодарный зверь вернется к спасителю и каюр выучит его водить собачью упряжку. Он даже подерется из-за своего вожака с другом - японским охотником Гэндзо, ведь Буран известен как опасный хищник, за которого назначена большая награда.

Кадр из фильма "Под северным сиянием". Буран - вожак собачьей упряжки.
Кадр из фильма "Под северным сиянием". Буран - вожак собачьей упряжки.

Гэндзо охотится в дальневосточной тайге незаконно, чтобы накопить денег и выкупить любимую девушку, проданную в гейши. Уже пять лет японец собирает необходимую сумму. Награда за убитого Бурана ему бы помогла, но - дружба дороже. Гэндзо еще не знает, что через несколько лет Буран станет его помощником в очень важном деле.

Эпическая картина, снятая красиво и масштабно. Музыка трогает до слез. Судьбы людей разных национальностей, собак, волков, лошадей, оленей переплетены так, что понимаешь единство всего сущего на земле. Особенно здесь, под всполохами северного сияния.

Какие-то моменты фильма кажутся узнаваемыми. Купец Лежнев в исполнении Никиты Михалкова так знаком, словно смотришь продолжение жизни Паратова из "Жестокого романса". Те же пароходы, цыгане, ломящиеся яствами столы, развеселые гулянки, братание с народом, а за всем этим антуражем - расчет и выгода.

Эпопея с доставкой лекарств напоминает историю пса Того и посвященный ему фильм. Много в сюжете и непредсказуемых поворотов. Снято очень трогательно, жалко всех: людей, собак, волков. Так и хочется сказать как кот Леопольд: "Ребята, давайте жить дружно!"

В картине, прямо-таки, блистают: Кодзи Якусе (Гэндзо), Андрей Болтнев (Арсений), Сакурадо Дзюнко (Умэко). Марина Зудина (Анна) не очень убедительна, но красиво выглядит.

Японский композитор Рейдзиро Короку и оператор Юдзи Окумура заслуживают восхищения. Фильм снят по книге Тогава Юкио "Под Авророй. 1912 год", к сожалению, не переведенной, а как бы хотелось это и прочесть.

"Сон в начале тумана" 1994 г.

Сентябрь 1910 года. Американская шхуна "Белинда" вмерзла в лед у побережья рядом с чукотским селением Энмын. Чтобы добраться до открытой воды, моряки хотели небольшими взрывами создать проход. При неудачной попытке пострадал канадец Джон Макленнан, ему покалечило кисти рук.

Капитан Хью Гровер просит местных жителей, лидером которых является Орво, служивший на американских судах, довезти раненого до больницы в Анадыре. Путь трудный, да и некогда охотникам даром ездить - надо семьи кормить, поэтому Гровер обещает чукчам три винчестера, а пострадавшему - дождаться его выздоровления и возвращения.

Орво и два его односельчанина, Акмоль и Токо, везут Джона на собачьей упряжке. Во время остановки на другом стойбище, выясняется, что у моряка началась гангрена: его лихорадит и на искалеченных руках почернела плоть.

Надо удалять пораженную область, рискуя разозлить белых людей, которые всегда готовы обвинить чукчей или переждать, когда Джон умрет, а американское судно уберется. Верх берет человеколюбие. Шаманка Калэна удаляет гниющие пальцы раненого и Джон, боящийся дикарей, все же понимает, что его спасли.

Кадр из фильма "Сон в начале тумана". Шаманка Калэна (Марта Зориктуева).
Кадр из фильма "Сон в начале тумана". Шаманка Калэна (Марта Зориктуева).

Возвратившись в Энмын, Макленнан и его сопровождающие видят, что корабль ушел, как только под влиянием южного ветра открылась вода. С потерей винчестеров охотники смирились, но Джон впадает в истерику и депрессию не только из-за потери рук, предательства капитана, но и от ужасной, в его глазах, перспективы жить вне цивилизации.

Все непривычные и неприятные стороны жизни коренного населения сводят его с ума, а хуже всего - унижение и беспомощность. Даже в туалет без чужой помощи не сходишь. Еще моряка одолевает комплекс превосходства белого человека, вынужденного общаться с бесчувственными, неразвитыми дикарями.

Постепенно канадец понимает, что у чукчей принято помогать в беде, но не разливаться в изъявлениях сочувствия и не проявлять мелочную опеку. Ему спасли жизнь, дают крышу, кормят, а уважение надо заработать. Он учится обслуживать себя (по паре пальцев на руках осталось) и даже становится охотником после того, как Орво вручает ему протез с крючком, позволяющий дергать за курок.

Кадр из фильма "Сон в начале тумана". Джон Макленнан (Петр Юрченков) и Орво (Барас Халзанов - актер и режиссер фильма)
Кадр из фильма "Сон в начале тумана". Джон Макленнан (Петр Юрченков) и Орво (Барас Халзанов - актер и режиссер фильма)

Джон убеждается, что в маленьком чукотском селении отношения между жителями куда более нравственные и здоровые, чем в цивилизованной среде. Появляется и другая проблема: жена Токо, в семье которого он живет, уже кажется ему не грязной дикаркой, а очень привлекательной молодой женщиной, которая по местному обычаю ходит по яранге то полуобнаженной, то и вовсе голой. В общем, - одни мучения белому человеку.

Кадр из фильма "Сон в начале тумана". Чукотская непосредственность. Поговорить пришла, а что?
Кадр из фильма "Сон в начале тумана". Чукотская непосредственность. Поговорить пришла, а что?

Сюжет картины ставит героя перед вопросом, какую жизнь ему избрать: комфортную прежнюю, лживость которой он особенно отчетливо понял, познакомившись с типичным американским торговцем Робертом Карпентером, или новую - в чукотской общине, где он стал полезным, уважаемым и семейным человеком.

Одна из них останется его реальностью, а другая, со временем, будет вспоминаться как сон, причудившийся в длинную ночь, когда, перед началом зимы, над чукотской землей стелются густые белые туманы.

Кадр из фильма "Сон в начале тумана". Джон и Боб Карпентер, ведущий обычную торговлю цивилизованного человека с дикарями: дешевые продукты и предметы обихода за ценную пушнину. Вот только когда ты сам в стане дикарей - это очень обидно и несправедливо выглядит.
Кадр из фильма "Сон в начале тумана". Джон и Боб Карпентер, ведущий обычную торговлю цивилизованного человека с дикарями: дешевые продукты и предметы обихода за ценную пушнину. Вот только когда ты сам в стане дикарей - это очень обидно и несправедливо выглядит.

Постановка фильма очень натуральна, хорошо передает быт чукчей и их суровую жизнь. Проблематика серьезна, драматические повороты держат зрителя в напряжении, актеры, играющие чукчей убедительны (Петр Юрченков в роли Джона Макленнана, на мой взгляд, - не всегда), но фильм не может дотянуть до своего шедеврального первоисточника, одноименного романа Юрия Рытхэу. Поэтому, после просмотра картины, очень советую переключиться на книгу.

Во-первых, экранизирована только первая часть и то с большими сокращениями персонажей и сюжетных линий. Во-вторых, книга глубже и жестче по содержанию. Герой в ней моложе и его перерождение выглядят органичнее. Полное погружение в интересный и экзотический мир Севера вам обеспечено.

Мой обзор закончен, смотрите кино, читайте книги. Если он показался вам интересным, предлагаю ознакомиться с предыдущим на ту же тему: "На севере диком": 3 интересных советских фильма о жизни северных народов".

-12