Работа над данным произведением заняла у Гете около шестидесяти лет. В трагедии Гете использованы и фольклорные мотивы: вальпургиева ночь, зелье ведьмы и описание духов. Однако, Кристофер Марло считается создателем первого литературного «Фауста», он был создан на основе немецких легенд. По некоторым версиям, кстати, считалось, что он и был Шекспиром. В любом случае тема, затронутая Иоганном Гете в одном из его главных произведений не нова. Она встречалась и в Библейских сюжетах, как, например,в «Книге Иова».
Фауст, кстати, был реальным историческим лицом. Иоганн Фауст - учёный, оккультист, маг-чернокнижник, деятель первой половины 16 века, как раз тогда, когда начинает зарождаться наука нового времени, Но ещё она находится в смеси с волшебством, оккультизмом и средневековыми представлениями. Фауст - типичный представитель поколения людей, которые начинают делать «новую» науку. О нем еще были написаны народные книги, в которых говорилось, как Фауст заключает договор с Дьяволом на 24 года и попадает в Ад за своё нечестивое знание. Да и сама эпоха, в которой распространенным явлением была алхимия располагала к появлению таких «Фаустов»: Роджер Бэкон, Раймунд Лудлий (знаменитый каталонский философ-богослов), Леонардо да Винчи (типичный «Фауст» эпохи Возрождения- человек с невероятно «острым» взглядом, который в природе видел живые машины, можно сказать инженерная «интеграция» в природу и попытка ее таким образом понять), Парацалье (знаменитый врач, которого Гете изучал), Фрэнсис Бэкон. Но в это время многие с подозрением относились к таким всезнающим людям и за подобные воззрения многие, такие как Роджер Бэкон, отправлялись в тюрьму.
Жанр «Фауста» Гёте можно определить, как философскую драму. Перед нами герой, пытающийся бороться со своей судьбой, но в итоге сам он оказывается в руках судьбы лишь игрушкой. В пьесе затронут ряд философских и важных проблем.
«Фауст» вобрал в себя веяния сразу нескольких литературных направлений. Из реализма можно отметить, что лексика Мефистофеля и обычных людей приближена к реальной разговорной речи, а описание нравов людей и быта взято из действительности. В отличие от классицистов, Гете наблюдает за обычными горожанами, пьяницами и бедняками, а не только за королями и дворянами. От клаассицизма писатель заимствовал преклонение перед античностью, подробные описания легенд, исторические темы. Мораль «Фауста» взята из эпохи Просвещения: герой находит смысл жизни в служении обществу и стране.
Композиция трагедии нарушает классицистический канон трех единств. Гете использовал в ней принцип свободной композиции, когда произведение напоминает цепь самостоятельных элементов. Трагедия начинается тремя прологами. Первая ее часть состоит из 25 сцен, вторая имеет более четкую внешнюю структуру - состоит из пяти действий. И вдобавок первая часть имеет много черт современной автору жизни, а во втором событии разворачиваются на обширном пространстве на протяжении нескольких столетий. О жизни главного героя рассказывается в двух временных планах - ретроспективно и в настоящем времени. Бытовые сцены объединяются с историческими и фантастическими, а эпохи свободно заменяют друг друга.
После пролога в театре произведение продолжается тремя октавами, которые пропевают Архангелы - дана картина Космоса. В ней звучит тема гармоний всех стихий, то есть каждый архангел подчеркивает и воспевает какую-то свою особенную стихию, но все они гармонизируются Богом. Кстати, в путешествиях героя можно заметить, что весь «Фауст» пронизан одной из идей посвящённых гармонизации стихий.
Бог выслушивает хвалебные песни, однако когда появляется Мефистофель он заметно оживляется. Складывается впечатление, что Мефистофель играет роль этакого шута и изображён с большой симпатией, что, кстати, отмечает и сам Бог. Стоит отметить, что Мефистофель вообще частенько шутит, в его речи встречается игра слов, парадоксов и каламбуров.
Также интресен тот момент, что Бог именуется словом Господин или Владыка. Гете изучал «Божественную Комедию» Данте, который, в свою очередь увлекался идеями Фомы Аквинского. Фома Аквинский же в своей философии опирался на идеи Аристотеля. Для Аристотеля Бог был скорее понятием философским, он его не христианизировал.
И вот, Бог с Мефистофелем изображают некую театральную постановку. Возможно в этом есть аллегория на пролог - Директор - Владыка, Мефистофель - Комик, Фауст - поэт. В чём-то эта постановка страшная (мистерия) и имеет религиозно-философскую основу, в чём-то развлекательная (для Мефистофеля в частности, однако Бог тоже был заинтересован в споре). Похожий сюжет был и в «Книге Иова», однако там, на мой взгляд, отношение к ситуации было более серьезное и символичное.
Еще стоит отметить, что Мефистофель - это не Сатана. Как он сам говорит, он есть «часть части». Это локализованный (в северной культуре) Бес, так что ему достаточно сложно проникать в южные, античные миры, так как это не его поле действия (о чем он и сам заявлял).
Фауст же - потомственный врач, как и его отец. Фауст продолжает его дело, но он заметно в нем разочаровался. По его мнению жизнь прожита, а смысла в ней нет. Он задается вопросом о том, есть ли вообще в жизни такой момент, ради которого стоило бы прожить. И вот, он совершает ряд магических действий, для того чтобы вызвать некоего Духа Земли (сердце природы). И хочет, чтобы дух, под магическими воздействиями, раскрыл ему тайну всесторонней жизни. Дух появляется и иронически ставит на место Фауста, называя его иронически - сверхчеловек. В устах этого Духа Земли это выглядит как некое издевательство. То есть Фауст вызвал Духа Земли и хотел у него узнать что-то. И может Дух и готов был ему что-то рассказать, но, вероятно, в голову Фауста это просто могло не вместиться. Однако несмотря на интерес к другим мирам, его, тем не менее, больше заботит человеческий. Главное его желание — поймать один момент, который станет для него самым счастливым, что ему и обещает Мефистофель.
Путь Фауста цикличен — пространство вокруг него расширяется. И вот, из кабинета он выходит в пространства, и они становятся все более широкими. Начиная от кабака, заканчивая совершенно иными измерениями. Как бы Фауст идёт от узких, ограниченных пространств, к широким — к широкому полю деятельности. И именно деятельности, наверно, ему и не хватало - в начале действия он переводит Евангелие от Иоанна и говорит: «В начале было слово, надо правильно перевести- в начале было дело». И эта идея была не только Гете.
Гете имел ввиду Гегеля, знал Канта, Шеллинга, он часто упоминал их в разговорах с Эккерманом. И для этого поколения великих философов как раз идея о том, что процесс и действие рождают объект, а не отражают его - это ключевая идея. Поэтому Фауст здесь отражает как бы дух той эпохи. Но в то же время это расширение во вне сопровождается моральной деградацией Фауста - он становится все более и более черствым и негативным и в конце это уже полу-безумный старик, после которого осталось много жертв.
Но развитие Фауста происходит не без женского участия. История идет к Маргарите. Женские образы здесь — это вечная женственность, как одна из высших сил природы. Маргарита - самое простое из явлений женской красоты, но и самое чистое. Здесь стоит отметить ее гибель. Она связана с несколькими смертями, которые также имеют немалое значение. Чтобы добраться до неё, нужно было усыпить мать (по совету Мефистофеля) — она оторвана от природной материнской почвы, необходимость убить брата (по заветам того же Мефистофеля)— от защиты в мужском лице. Смерть ее ребёнка - ее продолжения. Маргарита была той, которая, не зная о том, кто такой Мефистофель, чувствовала, что с ним что-то не так. Возможно, она бы даже могла сбежать из тюрьмы, но, увидев Мефистофеля и поняв, что ей придется воспользоваться его помощью, она отказалась. Бог забрал ее, хотя она убила своего же ребенка, возможно потому, что даже имея возможность сбежать и жить дальше, она предпочла остаться чистой и не пользоваться помощью темных сил. «Спасена» - крикнул ей Бог. В данном случае можно даже провести аналогию с «Божественной Комедией» Данте — возможно, Маргарита была здесь образом Беатриче, благодаря которой он был в конце спасен (из-за всепрощающей силы любви).
Стоит также упомянуть образ Елены. Женский образ, принципиально отличающийся от Маргариты. Елена — любовь небесная, а Маргарита — земная. У Елены с Фаустом также родился сын, которого Фауст видел заблаговременно до его рождения. Когда же Эккерман (секретарь Гете, оставивший после себя собрание их с Гете диалогов) спросил о том, почему же Фауст видел его раньше, «А потому» - говорил Гете- «потому что это поэзия, она что хочет то и делает, и вообще, не приставайте ко мне с вашими хронологиями - это единый мир, где в общем все может пересекаться».
Все сводится к тому, что, разочарованный в поисках идеального, он всё-таки приходит к главному выводу - к тому, что надо изменять реальную жизнь, жить во благо других, а не концентрироваться на себе. Возможно, именно поэтому он и был спасен, когда почувствовал, что счастье его в жизни для общества.