История первого макета-прототипа танка от фирмы Холт Holt ”America First”.
В середине 1916-го года за океаном в САСШ начали активно создавать импровизированные танки, которые были больше "импровизированными" и парадными, чем танками. Одним из первых был "выставочный" танк Holt America First. Построенный на шасси полугусеничного трактора Holt 75 танк "Америка Прежде всего" стал только первых из нескольких машин, которые не вышли за пределы улиц и учебных центров.
The Holt ''America First'' Tank/Танк Холт "Америка прежде всего"
Страна: САСШ
Производитель: Holt Manufacturing Company
Год выпуска: 1916
Кол-во выпущенных: 1
Боевая масса: 10400 кг + броня 3-4 тонны
Бронирование: 5-7 мм
Вооружение: 3-5 пулеметов. 2 пушки (теоретически)
Экипаж: 2 + 7 артиллеристов
Мощность, Holt M-7, 75 л.с.
В истории военной техники наверно самой легендарной и мифологизированной темой является история создания танка. Например с первым полетевшим самолётом, что это была машина братьев Райт, все уже смирились. С танками все не так просто. По прежнему в Германии, России, Франции, Австрии и даже самой Англии ищут возможность опровергнуть первенство "британского ромба". В САСШ первенство местного танкостроения в наибольшей степени было подвержено мифостроению и пропагандированию на фоне отсутствия информации, на практике многое есть совсем не то, чем кажется. Небольшой цикл статей о первых американснких "танках" начинается с материалов о "танке" "Америка превыше всего".
В 1916-м году Соединенные Штаты Америки еще официально не принимали участия в войне на Европейском континенте, но руководящие круги уже понимали, что дело только во времени. Получая информацию от своих союзников, о том, что война увязла в позиционных сражениях и о том, что британцы и французы работают над боевыми гусеничными машинами, не была секретом, ведь гусеничные машины обе стороны закупали за океаном, французы у Холта, в британцы у Холта и Баллока. Не имея полной информации о разработках, тем не менее руководство Холт могло предположить, что тяжело бронировать можно было только одну машину - Холт 75, им не приходило в голову, что их союзники в итоге пойдут по пути совершенно оригинальных боевых машин, только использующих решения, подсмотренные у американских машин. Опираясь на этоу информацию на фирме Холт то же решили построить уже для американской армии боевую гусеничную машину - то есть танк, как они его представляли. В 1913 году Компания Холт предложила на рынок свой самый удачный довоенный продукт - трактор Holt 75. Holt 75 стал самым массовым трактором антигерманской коалиции, всего было выпущено 4620 единиц за пять лет.
Впервые британские "ромбы" появились на полях сражений в Европе 15 сентября 1916 года. Первое применение боевых машин не то, что бы бы было очень успешным, но показало всем участникам конфликта, что появилось новое перспективное средство ведения войны. Никакой точной информации еще не было и Бенджамин Холт срочно решил устроить пиар акцию, выпустив на публику американский танк, как оно его представлял. Бенджамин Холт хотел обозначить, что танк это не просто американская конструкция, но и его фирма имеет к этому прямое отношение. Уже к первым числам октября их ворот фирмы в Пеории вышел импровизированный танка, представлявший собой бронекорпус одетый на шасси серийного Холт 75. Первоначально танк не нес никакой надписи, а первые его фотографии были опубликованы 16 октября 1916-го года, но уже к концу месяца появился на борту символ американского невмешательства и изоляционизма ‘America First’ - «Америка прежде всего». Конечно можно было и прочитать этот слоган по другому - "Америка первая" или "Первый Американский". Сложно сказать, какой именно смысл пыталась предать лозунгу компания Холта, но главное был конечно маркетинг - обозначить свое положение и своё первенство на мировом рынке боевых машин, учитывая скорость распространения информации это могло и прокатить, пока еще фотографии первых британских и французских танков широко не разошлись.
Конструкция первого холтовского танка была скорее "потемкинской" деревней, чем реальным образцом или прототипом реальной машины. Бронированный корпус, набранный из гнутых листов то ли броневых, а скорее всего из конструкционной стали, был увенчан башенкой из которой торчали трубки имитирующие пушки и пулеметы. Форма корпуса, собранного на заклепках, была подсмотрена, или просто была очень похожа на форму "броненосца" или Armadillo - маленькая бронированная тварь, как его называли на американском континенте, широко распространенного в Южной, Центральной и на Юге Северной Америке. Спереди и сзади так же торчали трубы и палки, имитирующие прожектора, пушки и пулеметы. Для тех, кто представлял себе конструкцию трактора Холт 75 была очевидна невозможность такой боевой машины, потому что башня была расположена прямо над двигателем, передняя навеска должна была упираться в радиатор, а водитель этого чуда не имел даже смотровых щелей для наблюдения вперёд. По четыре отверстия с каждой стороны наверно подразумевали винтовочные бойницы, правда при этом даже невозможно себе представить, на чем должны были стоять солдаты. Задняя покатая часть бронекорпуса выходила за пределы трактора и нависала без опоры.
В реальности машина должна была иметь хотя бы двух членов экипажа - механика-водителя, который не имел никаких приборов наблюдения и командира, который должен был как то забраться спереди или в башню и направлять водителя. Расчет оружия принципиально не мог бы попасть и разместится на своих местах, но при предполагаемом количестве их должно было быть не менее 7. Мощности 75-ти сильного двигателя было явно мало для перемещения этой почти 20-ти тонной машины, а передний и задний свесы бронекорпуса делали преодоление любой неровности крайне сложным. Боевые машины смело преодолевающие все препятствия на поле боя были явным преувеличением художников, построенный Холтом объект вряд ли бы вообще мог съехать с ровной дороги, да и по ней не мог разогнаться быстрее 5 км/час.
В ходе доработок на танке появился американский флаг и надпись ''America First''. Но можно некоторое время морочить голову всем, долгое время некоторым, но нельзя обманывать всех долгое время. Когда в прессе стали появляться фотографии реальных боевых машин, использовавшихся британцами на фронте, фирма Холт предпочла убрать свой макет с улицы, так было даже таинственней и оставляло место для предположений. Скорее всего корпус был снят с машины, а шасси трактора использовалось для дальнейших экспериментов.
Первый образец настоящего "американского танка" стал неудачной попыткой, самое главное без последствий для фирмы, застолбить за собой первенство в столь сложном и дорогом деле, как изготовление боевых гусеничных машин. Немного позднее Холт построил более удачную машину, которая использовалась уже для обучения пехоты, а "Америка превыше всего" осталась в истории техническим курьезом.
О других ранних гусеничных машинах можно почитать в канале в этих статьях:
Американский танковый тупик. Tracklayer CLB 75. Оглядываясь на конкурента.
Американский танковый тупик. Holt One Man Tank. 1918. Жертва пропаганды.
Американский танковый тупик. Holt Caterpillar G-9. 1916. Реквизит из кино, чуть не ставший танком.
Американский танковый тупик. Best 75 Tracklayer. 1916. На учебу с нацгвардией
Эволюция Холта. Часть 8. Holt 75. Первый крупносерийный. К танку все готово
C.L.Best 70/75 Tracklayer. Тот же Holt, но лучше. 1913
Clayton & Shuttleworth Multipede. 1916. Всеанглийский конкурент Холта.
Холт для России из Англии. Ruston 75hp. 1916. Английский мирный трактор.
Два в одном. Phoenix Centipede Truck and Tractor. 1914. Американские полугусеничники.
Последний Феникс. Phoenix Road Locomotive. 1922. Американские полугусеничные.
Тягач для России. Allis-Chalmers B6. Tractor truck. 1916. Американские полугусеничники.
О германских проектах первых танков можно прочитать на канале в этих статьях:
Поиск выхода из тупика. Часть 19. Bremer tank. 1915. Первый германский заход на танк.
Поиск выхода из тупика. Часть 20. Trefass-Wagen. 1917. Немецкая бронированная трехколеска.
Путь к танку. Часть 13. A7V. Прототип 1917. Германия медленно запрягает и так же медленно едет.
Почитать о других французских прототипах первых танков можно в других статьях на канале:
Путь к танку. Часть 9. Tracteur Saint-Chamond. Прототип французского танка Сен-Шамон.
О первых английских прототипах танков можно почитать здесь:
Путь к танку. Часть 3. Первый настоящий танк. Lincoln No.1 Machine. 1915. Пока только на полигоне.
Путь к танку. Часть 5. Первый танк. H.M.L-S. Centipede/Mother. 1915-1916. Мать всех танков.
Источники: