Найти тему
Путешествия по планете

"Разбитые фургончики и запах газа в салоне", — как выглядит общественный транспорт в Армении

Про Армению в этом блоге я написал много хорошего, но на этот раз не могу сдержать свое негодование. Общественный транспорт в стране, мягко говоря, не на высшем уровне. Мне довелось всего один раз прокатиться на местной маршрутке около ста пятидесяти километров, и впечатления остались самые противоречивые.

Чтобы не быть пессимистом, начну с самого позитивного: поездка была очень дешевой. Даже не так – неприлично дешевой...

Междугородняя маршрутка в Армении
Междугородняя маршрутка в Армении

Безлошадным быть в Армении тяжело, потому что с общественным транспортом в стране беда. Железная дорога хоть формально и есть, но фактически добраться жд транспортом куда-либо весьма проблематично. Поезда ходят ну очень редко, поэтому полагаться на них точно не стоит. Добраться из Еревана до столицы соседней Грузии можно, но все остальное — это уже епархия колесного транспорта.

А с ним в Армении как раз все совсем весело. Во-первых, как такового автобусного сообщения нет. В теории, разумеется, оно есть, но 99% автобусов в нем — это оставшиеся с советских времен мастодонты, не понятно как перемещающиеся своим ходом в пространстве. Поскольку с государственными автобусами все плохо, дело в свои руки взяли частники: собственно, эта маршрутка, на которой довелось проехаться мне, тоже была частная.

Внутри маршрутки
Внутри маршрутки

Расписания маршруток как такового не существует: в интернете ничего посмотреть нельзя, либо информация будет устаревшей. В сельской местности эти ценные сведения передаются из уст в уста, и узнать расписание можно разве что от местных. В городах все немного проще: идешь на автовокзал и спрашиваешь расписание там.

Как бы то ни было, расписанием здесь мало кто пользуется. Большинство просто начинают автостопить на трассе, и если не останавливается никто из водителей легковушек, что в Армении большая редкость, то людей подбирает маршрутка.

Салон весьма уставший
Салон весьма уставший

Никаких мест в маршрутке не предусмотрено: все садятся просто по наличию мест. Если мест нет, но ехать все равно очень надо, то люди просто стоят в проходе. Учитывая, что многие едут с весьма объемными клетчатыми сумками, мероприятие становится не слишком приятным. Мягко говоря.

Сами автобусики наподобие наших "Газелей" бегают по дорогам закавказской республики с незапамятных времен. Дороги эти не лучшего качества, поэтому подвеска отсутствует как класс: на каждой кочке подбрасывает так, что рискуешь темечком пробить прогнивший потолок. Но даже это не самая большая проблема. Самое опасное — это постоянный запах газа в салоне, ехать с которым приходится несколько часов кряду...

-5

На бензине позволить себе ездить могут в Армении лишь владельцы легковых машин, да и то далеко не все. Бензин и дизель в стране дороги, стоят около доллара за литр. Поэтому все переводят машины на газ: разумеется, исключением не стали и частные извозчики.

Газобаллонное оборудование не проверяется на предмет утечек, видимо, примерно никогда, поэтому в салоне витает не только характерный запах газа, но еще и немой вопрос половины пассажиров: взлетит ли аппарат на воздух до достижения конечной точки следования, или мы все-таки доедем целыми?

Пробка из-за ремонта дороги
Пробка из-за ремонта дороги

Очень хотелось бы верить, что это мне просто не повезло с маршруткой, а все остальные перевозчики в Армении держат свои машины в исправном состоянии, но что-то мне подсказывает, что это не так.

Хорошо еще, что стоит проезд на таких маршрутках сущие копейки. За 150 километров пути с меня взяли 1200 драм, это чуть меньше двухсот рублей. Дешево? Конечно, дешево. Однако я бы предпочел, чтобы это было пусть дороже, но хотя бы чуточку безопаснее.

Как вам маршрутки в Армении? Я прокатился один раз, и больше почему-то желания не возникает...