Найти тему
Лавка старины

Гармонь или гармоника: история музыкального инструмента

Гармонь — исконно русское название музыкального инструмента, во всех остальных странах используется общее название для таких инструментов — гармоника, и в каждой есть свой подобный, но особенный народный инструмент. Гармонь самый маленький из русских инструментов, в ряду которых еще аккордеон и баян.

Русская гармонь

Точно никто не может сказать какую дату можно считать днем рождения инструмента, и тем более, какую страну считать родоначальником. Есть версии, что это и Германия, и Англия, и Россия. Есть даже версия, что прообразом гармони является древний китайский инструмент — шэн, которому более 5000 лет. По этой версии Марко Поло привез из Поднебесной указанный инструмент в XVIII веке, после чего он был представлен ко двору немецким музыкантом.

Старая гармонь в футляре, СССР, 1920-30 годы, в продаже в нашем магазине
Старая гармонь в футляре, СССР, 1920-30 годы, в продаже в нашем магазине

Европейские изобретатели придумали в 1575 году, как некоторые считают, переходную форму инструмента: регаль-библию. А, в приближенном к современному варианту гармоника была представлена в Берлине в 1822 году. Но при этом есть свидетельства, что в России ее изобрели на 40 лет раньше.

Статуэтка «Гармонист»,  ЛФЗ, 1937 год, скульптор Кустодиев Б. М., фарфор, в продаже в нашем магазине
Статуэтка «Гармонист», ЛФЗ, 1937 год, скульптор Кустодиев Б. М., фарфор, в продаже в нашем магазине

Точно известно, что в 1830 году оружейник Иван Сизов купил на Нижегородской ярмарке иностранную гармонь и по ее подобию собрал свой инструмент. А промышленник Тимофей Воронцов в середине XIX века открыл серийное производство в Тульской губернии.

Плакетка «Гармонист», Дмитровский фарфоровый завод в Вербилках, 1950-60 гг., художник Смирнов Е. П., фарфор, живопись.
Плакетка «Гармонист», Дмитровский фарфоровый завод в Вербилках, 1950-60 гг., художник Смирнов Е. П., фарфор, живопись.

Инструмент пришелся всем настолько по душе, что по всей России сейчас в разных губерниях можно найти более 50 различных видов, отличаясь не только оформлением, но и звучанием, внутренним устройством и принципами звукоизвлечения. Это был очень дорогой инструмент, который чаще всего использовался на свадьбах. А в дальнейшем ни один праздник не обходился без гармониста, будь то посиделки узкой компанией, семейный праздник или народные гуляния всем селом.

Статуэтка «Гармонист» (Солдат Василий Теркин), скульптор Велихова С. Б., ЛФЗ
Статуэтка «Гармонист» (Солдат Василий Теркин), скульптор Велихова С. Б., ЛФЗ

По мастерству игры различали:

  • простую игру — считалась сохранением изначального стиля;
  • игру с переборами — характерна для виртуозных исполнителей, которые варьируют исполнение традиционных наигрышей.

В любой гармони возможна игра только в определенной тональности: мажорной или минорной. По конструкции они относятся к духовым язычковым инструментам, бывают однорядные, двухрядные и трехрядные.

Фарфоровая статуэтка «Русский перепляс», скульптор Н. Бобик, Полонский ЗХК, СССР, в продаже в нашем магазине
Фарфоровая статуэтка «Русский перепляс», скульптор Н. Бобик, Полонский ЗХК, СССР, в продаже в нашем магазине

Исчезающее искусство

Есть даже музеи, исключительно посвященные этому инструменту. Крупнейший из них находится в России (Москва), а еще три в Германии, Италии и США.

Самые оригинальные антикварные инструменты музея в России:

  1. «черепашки»: маленькие гармоники из Череповца, вначале делались для развлечения детей, а позже приобрели значительную популярность у артистов;
  2. саратовские: в конструкцию включены колокольчики;
  3. экземпляры высотой в человеческий рост, на котором могли играть только два музыканта;
  4. гармоники-кларнеты: придуманы тульским изобретателем Николаем Белобородовым для своего ансамбля, звучали в самых разных диапазонах; из таких инструментов был сформирован целый симфонический оркестр, а каждая гармонь звучала по-своему, издавая звуки трубы, контрабаса, флейты и других;
  5. гармонь в форме обуви или одежды — сапога или тюбетейки, на последней играли, не снимая с головы, причем о том, что это инструмент внешне нельзя было понять;
  6. ножные басы или «ногофон»: его задачей был аккомпанемент инструменту, находившемуся в руках артиста.
Статуэтка «Танец с гармошкой», скульптор Чечулина Г. Д., Дулевский завод, 1965 г., в продаже в нашем магазине
Статуэтка «Танец с гармошкой», скульптор Чечулина Г. Д., Дулевский завод, 1965 г., в продаже в нашем магазине

К сожалению, на настоящий момент большинство технологий утрачено. Отдельные ценители пытаются возродить некоторые инструменты, но это большая редкость.

Благодарим за интерес к нашей публикации! Если она вам понравилась — ставьте лайк, подписывайтесь на наш канал, делитесь информацией на ваших страницах в соцсетях!
Будем признательны вам за обратную связь и ваши комментарии!