Найти тему
Велодело

Почему дисковые тормоза почти вытеснили всех остальных с рынка

Как ни оправдывайтесь, а дисковый тормоз для велосипеда самый лучший по совокупности параметров. Дело даже не в моде и не агрессивной работе маркетологов. Дело в удобстве использования.

Мой передний тормоз на кантрийнике. Диск 203 мм, механика. Вилка RS Tora, тормозит мощно и предсказуемо. Хотелось бы поменять диск с мелкими отверстиями, но это потом.
Мой передний тормоз на кантрийнике. Диск 203 мм, механика. Вилка RS Tora, тормозит мощно и предсказуемо. Хотелось бы поменять диск с мелкими отверстиями, но это потом.

Кроме дисковых тормозов есть несколько типов ободных и втулочных устройств. Начнём с ободных тормозов. Самый большой недостаток ободных тормозов: чувствительность к загрязнению обода. Как только наехал на лужу, резинки явно хуже хватают обод. Особенно, зимой обледенелый обод вообще тормозить не хочет. Далее, если с узкими покрышками до 1,5" можно легко вынуть колесо из велосипеда просто расцепив тормозной механизм, то чтобы вынуть более толстые покрышки придётся или снимать трос или сдувать покрышку. Ладно ещё, если замена происходит раз в год, но бывают такие дни в году, когда ты колешься более 4-10 раз в день. И ставить пустое колесо в раму как-то напрягает. Лично для меня решающим стал переход к дисковым тормозам от ободных не только эти характеристики, не только быстрый износ мягких резиновых колодок. Просто, вопрос цены. Хорошие векторные тормоза стоят 3-5 тысяч рублей и выше. Я же купил новую раму примерно за 3 тысячи рублей сразу с креплениями под дисковый тормоз между перьями. Ну а комплект дисковых тормозов (2 диска, 2 машинки) можно легко купить за 1,5-2,5 тысячи рублей.

Тектро - векторные тормоза довольно хорошие, но такую покрышку без сдутия не вынуть. Или...
Тектро - векторные тормоза довольно хорошие, но такую покрышку без сдутия не вынуть. Или...

Теперь сравним дисковые тормоза со втулочными. Всем известная втулка Торпедо является прекрасной конструкцией, работает и в дождь и в грязь и её не надо обслуживать. Но, мощности торможения у неё хватает только для плоского рельефа. Любые горки и втулка никак не остановит ваш неуправляемый снаряд (здесь был бы уместен передний ободной тормоз), а в конце спуска нагреется так, что потечёт маслом и заляпает всё, до чего докапает чёрная жижа. А ещё, все тормоза с ножным приводом имеют два недостатка: понятное дело, что происходит при слетевшей цепи, и тормозить мгновенно не получится. Ну и ещё, никакой внешний переключатель скоростей не будет работать с тормозной втулкой. В Советском Союзе был один такой экспериментальный велосипед. Как начали производить, посыпались жалобы ибо переключателю было очень тяжко работать в режиме торможения. Позже поставили обычную втулку под трещётку и ободные тормоза. Барабанные, ленточные, колодочные, роллерные тормоза имеют крепление на втулку и чем-то похожи на дисковые. Но ведь тормозное усилие надо как-то передавать и поэтому от этих тормозов идут всякие рычаги и хомуты на раму. К тому же, часто для крепления тормозного механизма используется ось втулки, то есть, чтобы нормально снять колесо, нужно открутить хомут, держащий тормоз и снять трос. А ещё, на одной оси закреплены багажник, крыло, П-образная подставка, натяжители цепи. И вся эта содомия затянута обычной парой гаек. Раскручивать всё это дело чтобы снять колесо и поменять камеру превращается в целый ритуал. Проще ездить с запасной камерой, намотанной к перьям. Про планетарные втулки я вообще молчу: у них там своих механизмов на осях полно кроме тормозов.

Зазор около 2 мм. Как только проезжаем по луже, к нам приходит звук работающего  напильника.
Зазор около 2 мм. Как только проезжаем по луже, к нам приходит звук работающего напильника.

А что же диски? Причём, без разницы, механика или гидравлика. Главное, не купите полное днище: механическая тормозная машинка на пружинках или гидравлика с одним рабочим поршнем. При дисковых тормозах всегда легко ставятся-снимаются колёса любых размеров и с любыми покрышками. Диск отдельно, машинка тормозная отдельно. Ресурс дисковых колодок намного больше ободных, загадить диски грязью с луж надо ещё постараться. А также не забываем про высокую мощность и прекрасную модуляцию.

Либо стоит гондончик ставить чтоб вода в рубашку не затекала, либо поставлю гидравлику.
Либо стоит гондончик ставить чтоб вода в рубашку не затекала, либо поставлю гидравлику.

Поподробнее разберём недостатки дисковых тормозов.

1. Они нагружают спицы тормозным усилием. Ну да, есть такое. Все тормозные механизмы, закреплённые на втулке, передают тормозное усилие именно через спицы, хоть тормозная втулка, хоть роллеры. Этот вопрос актуален был когда-то только в шоссейном велоспорте. Но времена прошли, колёса стали спицевать полутангенциаьным набором и сейчас мы видим довольно много шоссейников с дисковыми тормозами.

2. Дисковые тормоза весят больше ободных. Серьёзно? Где точные цифры? Если ты не ставишь диски из-за большей массы, вали на веломанию, там такие же обитают собратья. А если ты гоняешь на треке, тебе вообще тормоза не нужны… и скорости… и свободный ход во втулке.

3. Дисковые тормоза дороже стоят, тяжелее обслуживать. Так говорят только те, кто ни разу не настраивал тормоза вообще. Наоборот, ободные тормоза легко задеть и у них постоянно какая-то колодка начинает тереть по ободу. Посмотрите в интернете стоимость ободной гидравлики фирмы Магура или ценник на Avid Single Jigit-7. Так что цены примерно одинаковые.

4. На дисковые тормоза не найти колодки. Конечно, на ободные тормоза колодки найти проще простого. Есть дисковые тормоза с довольно необычными и редкими колодками, но владельцы таких тормозов ведь уже заказали пару комплектов колодок из Китая? Если не хочешь головной боли с заменой колодок, бери тормоза с самыми распространёнными колодками, типа Шимано М-375, M-395. На них работают ещё пара десятков моделей.

5. У дисковой механики всего одна подвижная колодка. Да, это не мешает ей тормозить. А кто жаждет двух подвижных колодок, так уже есть такая механика: TRP Spyre, TRP Spike, Zoom DB-680, XM-Fox.

6. При снятии-установке колеса диск становится не так, как раньше. Есть такое, но это проблема дропаутов, низкой жёсткости вилки и кривости оси. Нормальные дропауты под эксцентрик (вилки от Suntour XCM и выше) вполне нормально держат колесо. А полые вставные оси уже свели этот недостаток на корню.

7. Слишком большая мощность дисковых тормозов. Вот же придумали недостаток. А слишком ваша большая зарплата это разве недостаток? Неужели, люди не могут спокойно одним пальцем жать на тормозную ручку? Просто прокатитесь в велопоход с грузом 30-40 кг на багажнике и заднее колесо на асфальте будет уже крайне трудно заблокировать. А велосипедисты с массой тела более 80-100 кг обычно никогда не жалуются на недостаток мощности торможения, они наоборот, ставят вперёд диск побольше, лишь бы вилка выдержала.

-5

И что же делать всем остальным с ободными тормозами? Ездить и радоваться жизни! У меня самого крокодил из Старт-шоссе с клещевыми тормозами и прямым рулём. Потратился на хорошие двухосевые клещи и нормальные колодки. Для него и его узких покрышек хватает. Но каждая лужа это сразу же новый звук шорканья песка на тормозах. Да и за восьмёрками нужно следить максимально тщательно, ну, где-то раз в 2-3 года, когда один раз велосипед сделал сам несколько сальто при въезде в яму (с погнутой потом рамой) и когда я обнаружил порванную у головки спицу. Так что, если мы хотим чего-то большего, чем медленное овощное катание, то придётся перейти на диски и сделать это лучше всего будет сразу же при следующей покупке велосипеда. Ну или хотя-бы при замене вилки стоит взять такую с соответствующим креплением. Но только не берите сварные железные ашан-вилки, они вам всю кровь выпьют своей желейной жёсткостью.

Ну, вот и всё. Пишите ваши соображения по поводу тормозов, на чём катаете и сколько… И чего-то я не увидел разницу в торможении чёрных и синих ободных колодках... И публикацией поделитесь с друзьями. Впервые прошу.

#дисковый тормоз #как выбрать тормоз для велосипеда #дисковая гидравлика #v-brake #клещевой тормоз #тормоз для старт шоссе #вибрейки