Продолжаем разговор про медведя. Ведь он давно уже символ и страны нашей, и народа русского. А как мы относимся к этому символу? В первой части мы говорили об имени медведя, о настоящем имени, которое утрачено, ведь мы когда-то из уважения и трепета даже называть его прямо опасались, все больше "мёд ведающий", "хозяин леса", "Потапыч".
Но это в какие-то стародавние времена, о которых уже и упомнить не можем. Чем для нас стал наш символ, можем судить по многим моментам. Например, по литературе. Давайте вспомним произведение Пушкина "Дубровский". Там описываются "благородные увеселения русского барина", когда голодного медведя запирают в пустой комнате. Он там на веревке бегает везде, только в один угол не дотягивается. К нему и забрасывали бедолагу-гостя, который должен был суметь найти тот самый безопасный угол, да и страху терпеть, пока барин веселится от этого. И когда герой, который оказался один на один с медведем достает медведь и просто стреляет в ухо зверю, то всем это кажется удивительным, словно он разгадал обычный фокус с монеткой. А медведя не жалко убитого. Много их бродит.
Мы уже много раз говорили, что искренне любимый мною Пушкин обладает важным качеством, он не фантаст, чаще всего он передает характерные черты современного ему общества.
Давайте от художественной литературы обратимся к историческим сведениям. Существует такой исторический очерк Николая Кутепова "Царская охота", писаный еще в 19 веке. Вот там много мы встречаем сведений о том, что мы очень похожи на неназванных героев детского стиха Агнии Барто, которые "уронили мишку на пол, оторвали мишке лапу".
Медвежьи забавы, это не нововведение отечественного "Галантного века". Кутепов говорит, что во времена царя Михаила Федоровича, первого Романова, помимо обычной охоты, особо устраивались медвежьи потехи, для которых даже стимулировали частных лиц вылавливать медведей и поставлять их царю. Да и Михаил не придумал это, а лишь восстановил порядки, которые были до него, которые прекращались на время Смуты, да, возможно в период Годунова.
Медведей свозили в Москву со всех лесных краев страны. И их ждала разная судьба. Кого-то дрессировали, приручали, других напротив максимально злили. Некоторые поступали для увеселения непосредственно сразу из леса.
Какие же были развлечения. Ну из самого доброго - "потеха", когда прирученный медведь со своим поводырем устраивали представление. Как правило, оно было не для детских ушей. Шутки, песни, прибаутки непристойные. Ну и, разумеется, поили медведя, чтобы смешнее выглядел.
Далее, существовала практически коррида. Когда медведя всячески злили: стучали громко, издали тыкали палкой, махали перед мордой тряпкой. Когда ярость медвежья достигала апогея, то к нему выбегали бравые наши охотники, на которых он тут же кидался, но смельчаки ловко уворачивались и не давали мишке себя схватить или ударить. Справедливости ради, стоит сказать, что не всегда победа была за человеком, иной раз медведь и глаз выбивал, и лицо ломал, и конечности выкручивал.
Кстати, это были не дикие медведи, а специально для этого содержащиеся, долгое время жившие при царских дворах, на корме бюджетном. Их и использовали по многу раз.
Но это еще добрые забавы. Были и иные. Во-первых на псарне собак напускали на медведей. Шла эта битва, а присутствующий государь, бояре, холопы радовались, улюлюкали. Травили их волкодавами, бульдогами. Устраивали эти стычки и на замерзшей реке, чтобы смешнее было, ведь звери скользят, падают. Вот потеха!
А вот диких медведей, которые из лесу только. С теми устраивались настоящие бои. Нет, не с собаками. Для искушенных зрителей - это было скучно.
На импровизированную арену выбегал огромный дикий медведь, который и людей до этого не видел вовсе, а против него выходил человек. Нет, не профессиональный боец. Вот, к примеру, Никитке-конюху вздумалось заработать, чтоб жениться удачнее, а за победу и сукна английского дадут, и материй хороших, да и деньгами рублей 5 могут дать могут.
Вызывается он биться. Ему в руки только вилы. И один на один. Назад пути уже нет. Нужно ведь не только улучить момент, чтобы вилы всадить зверю четко и надежно. Ещё потом нужно удержать его, чтоб он с вилами в боку не заломал тебя. А главное, публика рада в любом случае. Им без разницы, кто погибнет: медведь или мужик. Главное, чтоб зрелищнее. И в этом порыве жажды зрелища было единство царя, боярина, холопа, женщины, детей. Общий крик заглушал происходящее на арене.
Мужик или медведь. Не всё ли равно? Вот тут и сливался образ медведя с образом русского мужика. Кормят столько, чтоб силен был. Наливают хмелю, чтоб потешнее был. Как ослаб, так и иди к псам.
Устраивались иногда потехи и со львами, слонами. Но те же привезенные, иноземные, а мишка, то наш, свой. Сосед наш. Мы тут с ним бок о бок тысячи лет жили, старались друг друга избегать. Если встречались, то могли и разойтись миром. А теперь на потеху вытаскивать его стали, мы ж люди. Мы более продвинутые.
"Весели нас, мишка, попей-попляши пьяным...гляди, как на мужика нашего похож. Такой же грубый и нелепый".
***Первую часть нашего медвежьего рассказа читайте здесь.
Спасибо за внимание! Ставьте лайк, кто не подписался на 11 ЭКЮ - самое время сделать это. А я напомню, что мы также есть на YouTube, в Instagram и Telegram. Читайте также нас на сайте.