Осень традиционно всегда была временем кадровых перемен в верхах. Однако нынешняя осень выдается на редкость спокойной. Что стоит за этим спокойствием?
Еще летом многие аналитики принялись предрекать скорую замену правительства Аскара Мамина, предвкушая в первую очередь замену самого премьер-министра. Но уже и октябрь заканчивается, а изменений в верхах все нет. И, возможно, не будет. Тому есть немало объяснений.
Во-первых, Касым-Жомарт Токаев – человек того поколения, которое держит данное слово. Наверняка во время разговоров с Елбасы нынешний глава государства дал какие-то обязательства, которых и придерживается. Иначе бы ему не видать этого поста.
Во-вторых, опять же все дело в личности самого второго президента страны. Ошибаются те, кто считает его излишне мягким и неспособным на поступки. Таковым можно напомнить, что именно с подачи Касыма-Жомарта Кемелевича началось изгнание так называемых младотюрков из власти.
Младотюрками у нас когда-то называли представителей крупного бизнеса, рекрутированных в высшие эшелоны власти. Из всех, кто тогда был призван на госслужбу, на плаву держится лишь Нурлан Смагулов, но он занимается сейчас только бизнесом. Если кто забыл, г-н Токаев, будучи тогда премьер-министром, назвал младотюрков «киндер-сюрпризами», отметив их неспособность принимать решения на государственном уровне. Более того, тогдашний спич был полон аллюзий на тему общей некомпетентности «киндер-сюрпризов». По прошествии лет во многом можно согласиться с Касым-Жомартом Токаевым в оценке младотурков. К сожалению, испытание властью и деньгами не выдержали многие из них. И если кто-то сейчас еще мелькает, то благодаря тому, что сумел уцепиться за влиятельного агашку или родственные связи помогают, но никак не личные качества.
Таким образом, держа данный пример в поле зрения, трудно представить, что второй президент страны не имеет политической воли. Другое дело, что вертикаль власти, выстроенная со дня получения независимости, может быть сломана или революционным путем, или эволюционным. В первом случае последствия могут оказаться самыми неожиданными: от гражданской войны до потери территориальной целостности. Второй путь предпочтительнее. И, судя по всему, президент Токаев выбрал именно его, предпочитая управлять по принципу «step by step», то есть, постепенно, шаг за шагом. Собственно, об этом он и говорит в своих выступлениях и посланиях народу Казахстана.
Тем нетерпеливым головам, мечтающим о сиюминутных изменениях, можно указать на то, что в распоряжении Касым-Жомарта Токаева не так много средств для реформы властных структур.
Прежде всего, нет четко организованной системы госслужащих. Неслучайно именно об этой системе действующий президент страны заговорил сразу после занятия своего поста. Далее нельзя не заметить, что прежде кадровые решения принимались в результате хитроумных комбинаций, неведомых широкой общественности. Кулуарные переговоры приводили к тому, что представитель того или иного клана занимал руководящий пост и приводил с собой целую команду. Сейчас подобное невозможно, хотя и встречается. Глава государства не устает повторять, что замена одного руководителя на другого не должна приводить к замене всего аппарата того или иного ведомства. Но главное – кланы сегодня не знают, как им действовать. Будут решительно напирать, продвигая своих ставленников, – этому может воспротивиться Библиотека. Под Библиотекой у нас нынче понимают команду Первого Президента РК – Елбасы. В свою очередь и Библиотека теперь действует с оглядкой на Администрацию президента страны.
Казалось бы, для одних это – патовая ситуация. Для других – возможность воспользоваться создавшимся положением для продвижения своих интересов. Однако на деле для решительных действий не хватает сил. Отсюда и некая растерянность кланов, привыкших оказывать влияние на расстановку кадров. Да еще и январские выборы в парламент внесли сумятицу. Да, в парламент прошли представители всего трех партий: Nur Otan, «Ак жол» и Народная партия Казахстана (НПК) (прежнее название КНПК). Но в самих выборах участвовали пять из шести зарегистрированных в стране политических партий, и это уже новые веяния.
К новым веяниям следует отнести и поиск новых имен для рекрутирования во власть. Это и проект «Сто новых лиц Казахстана», и президентский молодежный кадровый резерв. И пусть пока люди из этих проектов не представлены во власти, следует ожидать, что лет через пять именно из них будет идти набор на ключевые должности.
Отсутствие кадровых перемен этой осенью говорит о многом. Прежде всего, таких кадровых потрясений, как прежде, больше не будет. Время, когда делался акцент на Nur Otan, как главную кузницу кадров, осталось позади. Теперь и политические партии должны конкурировать между собой так, чтобы их представители могли оказаться во власти. Естественно, такая ситуация лишает уверенности многих политиков и создает атмосферу неопределенности, лишая предсказуемости действия власти. Именно это дает возможность правительству Аскара Мамина и ему самому удерживаться. Да и сама скамейка запасных в кадровом корпусе катастрофически коротка. Если прежде можно было чередовать кадровую колоду, меняя одних и тех же лиц, передвигая их то на один пост, то на другой, то сегодня время выдвигает новые вызовы, и прежние кадры уже не смогут исполнять те задачи, которые ставятся перед правительством. Следовательно, действующий президент вынужден работать с тем, что есть.
К тому же все последние назначения главы государства требуют разъяснительной работы. Граждане вправе знать, по каким критериям подбираются кандидаты на высокие посты. Чем, к примеру, Ербол Карашукеев лучше Сапархана Омарова и что он сделает полезного для страны, будучи министром сельского хозяйства.
…Любителям конспирологических версий лучше подумать о том, что следующие президентские выборы состоятся раньше положенного срока. И тогда-то можно посмотреть, насколько верными окажутся наши сегодняшние представления.