И снова у нас 1973 год. А с ним и продолжение автопробега грузовиков МАЗ по 15 республикам Советского Союза. Еще в прошлом рассказе авто покинули территорию РСФСР и въехали в пределы Казахской ССР. Все же Россия по своим размерам значительно превосходила остальные республики, так что дальше дело со сменой названий пошло быстрее.
Благо, в Советском Союзе никаких границ между республиками не было, так что рассказов о «колейке», пристальных досмотрах или нудных согласованиях на проезд по территории другого «государства» у нас не будет. Тем более, что участникам путешествия и без того хватало проблем с «направлениями».
Как минчане и предполагали, горы Казахстана оказались лишь разминкой к настоящему покорению вершин. По пути в столицу Киргизии пришлось пересечь перевал Курдай. Несмотря на визуальную простоту, он оказался достаточно затяжным. Кроме того, в некоторых местах пологие подъемы внезапно сменялись настолько крутыми взлетами, что солнце, стоящее почти в зените, начинало светить прямо в глаза.
К слову, именно здесь участники автопробега впервые увидели «Аварийные съезды» — пологие ответвления ведущие в гору и заканчивающиеся тупиком. В равнинной Белоруссии таких спасительных «карманов» отродясь не было.
Здесь же, по дороге к Фрунзе, испытатели успели пожалеть, что не прислушались к предостережению коллег с Уральского автозавода запастись дизельным топливом. На юге Средней Азии дизельных грузовиков было настолько мало, что солярка встречалась далеко не на каждой АЗС.
Сначала «обсох» МАЗ-514, а следом за ним встал МАЗ-515Б. Их 350-литровые баки были высосаны первыми. Вот-вот присоединиться к ним был готов и МАЗ-504В, у которого была пара 200-литровых баков. Суммарно 400 литров – ненамного больше. Тем более, что расход топлива с 40-45 л/100 км на равнине, в горах подскочил почти до «сотни».
Всех спас MA3-53352. На нем были установлены два бака по 350 литров, так что он соляркой и поделился. Зато, когда наконец-то добрались до заправки, на которой оказалось дизтопливо, мелочится не стали. «Под пробку» были заправлены не только все баки на автомобилях, но емкости, висящие под прицепами. Кроме того, заполнили и запасную 2-тонную цистерну, находившуюся в полуприцепе, который тащил за собой МАЗ-515Б.
Столица Киргизии порадовала участников своим гостеприимством. Ночлег в министерском общежитии был всяко лучше очередной ночевки в кабине.
На встрече с транспортниками особый интерес вызвали новые кабины улучшенного типа, стоявшие на МАЗ-515Б и МАЗ-516Б, а также действие тормозной системы, эффективностью турбонаддува и устройство «ленивца» на «пятьсот шестнадцатом». А в целом впечатлила увеличенная грузоподъемность. На тот момент проблема в Киргизии с шоферами стояла достаточно остро.
После эпопеи с соляркой и перевалом Курдай, путь от Фрунзе до Ташкента вообще прошел незамеченным. Дорога и дорога.
Зато в самой столице Узбекистана была масса интересных встреч. Один из водителей рассказал, что готовится на своем МАЗ-503А перевалить 300-тысячный рубеж без капитального ремонта. Машину досматривает, возит не более 7-8 тонн. Напомним, что МАЗ-504В, участвующий в пробеге, обкатывал решения позволяющие преодолеть 250-тысячный рубеж. А тут сразу 300 тысяч километров. Было от чего порадоваться!
Попутно поступили и настораживающие предупреждения, что в горах, которые ждут МАЗы впереди, им будет сложно. Об этом говорили и в Ташкенте, и в Самарканде, где минчане провели пол дня.
Основные сложности должны были возникнуть из-за длины автопоездов – повороты на серпантинах не рассчитывались на такие размеры. Плюс большой вес предполагал повышенную нагрузку на тормоза при спусках. Чтобы не идти через перевал Китаб предлагали поехать объездным путем – на 500 километров дальше, зато спокойнее.
Однако, пробег МАЗов был все же не показушный, а испытательный. И что бы проверить надежности тормозной системы, аварийного тормоза, установленного на MA3-53352 и горных тормозов, имеющихся на других машинах, лучшего варианта было и не найти.
Длинное восхождение показало, что МАЗ-504В и МАЗ-515Б оснащенные обычными 5-ступенчатыми коробками не могут нормально идти в колонне. На II-ой передаче они догоняют впередиидущего, на I-ой начинают отставать. Остальные грузовики, со своими 8-ступенчатыми коробками с четырьмя понижающими передачами проблем не испытывали - включили «понижайку» и вперед.
Благо, маневренность оказалась на высоте и машины прекрасно вписывались в любой из встреченных поворотов.
А дальше была развилка: налево – горы стеной, направо - перевал Сартобский. Все проезжающие водители уверяли, нужно идти только направо – через горы дороги нет. Зато стоявший на развилке автоинспектор уверенно указал, что ехать нужно налево. Мол, там небольшой подъем метров на тридцать, затем спуск и асфальт до самого Душанбе…
Постояв в раздумье, участники приняли решение разделить колонну и встретиться за Гиссарским хребтом на въезде Шурчи. Через горы пошли МАЗ-504В, МАЗ-53352 и МАЗ-516Б, а другой дорогой – МАЗ-515Б, МАЗ-514 и «летучка».
Чем руководствовался «гаишник», направивший МАЗы по маршруту «асфальт до самого Душанбе» так и осталось неизвестным. По факту же, сначала кончилось нормальное покрытие, а потом начался «аттракцион». Дорога, идущая вверх между скалами, внезапно завершилась обрывом, представлявшим собой наклонную естественную гранитную плиту, присыпанную щебнем. Данный «спуск» в теории выводил к городу Байсун, а на практике предлагал на километровом участке спуститься на 300 метров вниз. В режиме «ползком и на ощупь» МАЗы смогли-таки проехать и там.
За Байсуном вроде как появился обещанный асфальт, но «порадовав» еще двумя вышеописанными «спусками» он окончательно исчез через 30 километров. И дальше «дорога» шла просто дну ущелья. Двадцать три раза за 10 километров МАЗам пришлось пересечь речку вброд.
Последнее испытание встретилось уже при выходе из ущелья. На крутом левом повороте дорога частично осыпалась. Чтобы пройти здесь водителям пришлось левыми колесами идти прямо по склону горы. Каков при этом был крен, даже трудно представить.
Забавно, но в месте встречи конвоя в Шурчи, вместе с уже пришедшими туда через Сартобский перевал остальными машинами стоял и изумленный местный «гаишник». Еще пять минут назад он уверял минчан, что через Байсун на таких машинах пройти невозможно и нужно искать тягачи для эвакуации…
Вечером того же дня автопробег вышел к границе Таджикистана. А о том, как участники пробега преодолели первую и вторую и третью часть пути вы может прочитать в предыдущих публикациях.