Последние новости, анализ судебных актов, судебные разбирательства и решения комментирует налоговый юрист Андрей Илларионов.
- В 2020 году Верховный суд РФ вернул налогоплательщикам понятие должной осмотрительности, но как воспользоваться своим правом – правильно выбрать контрагента, суд не объяснил, тем более нет данного алгоритма в НК РФ. Поэтому получается, что право на свободный выбор контрагента есть, а вот как им воспользоваться, чтобы не быть наказанным налоговым органом, никто не объяснил. Налогоплательщик пытался решить эту задачу таким способом: он запросил сведения о добросовестности своего контрагента у налогового органа, но получил отказ. Тогда налогоплательщик обратился в суд.
Налогоплательщик считает, что запрашиваемые им сведения в отношении контрагентов не относятся к налоговой тайне, подлежат размещению в открытых источниках. Поскольку такой информации в открытых источниках налоговым органом не размещено, то организация имеет право на получение информации по запросу.
Налогоплательщик рассчитывал получить следующую информацию: 1. Предоставлялась ли его контрагентом бухгалтерская отчетность. 2. Предоставлялась ли налоговая отчетность, в том числе декларации по НДС. 3. Производилась ли уплата обязательных налогов и сборов, в том числе НДС.
Запрос налогоплательщика был мотивирован тем, что данная информация необходима в целях подготовки обоснованных возражений на акт проверки, а также в связи с отсутствием информации в общедоступных источниках.
Налоговый орган не согласился с налогоплательщиком и указал на то, что информация о способах ведения финансово-хозяйственной деятельности с высоким налоговым риском размещается на официальном сайте ФНС России в сети Интернет (электронный сервис «Риски бизнеса: проверь себя и контрагента») и что налогоплательщики самостоятельно могут провести мероприятия по уточнению правового статуса и финансового положения своих контрагентов, по исполнению ими требований налогового законодательства.
Суд пришел к следующим выводам, что в силу части 1 статьи 8 Федерального закона от 27.07.2006 № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» (далее – Закон № 149-ФЗ) граждане (физические лица) и организации (юридические лица) вправе осуществлять поиск и получение любой информации в любых формах и из любых источников при условии соблюдения требований, установленных законодательством.
Организация имеет право на получение от государственных органов, органов местного самоуправления информации, непосредственно касающейся прав и обязанностей этой организации, а также информации, необходимой в связи с взаимодействием с указанными органами при осуществлении этой организацией своей уставной деятельности (ч. 3 ст. 8 Закона № 149-ФЗ).
В соответствии с подпунктами 3, 10, 11 пункта 1 статьи 102 НК РФ (в ред. Федерального закона от 01.05.2016 № 134-ФЗ «О внесении изменений в статью 102 части первой Налогового кодекса Российской Федерации») не является налоговой тайной информация о нарушениях законодательства о налогах и сборах (в том числе суммах недоимки и задолженности по пеням и штрафам при их наличии) и мерах ответственности за эти нарушения, за исключением сведений об организации, составляющих государственную тайну.
Действующее законодательство не предусматривает обязанности налоговых органов предоставлять по запросам физических и юридических лиц сведения, подлежащие размещению на сайте Федеральной налоговой службы в соответствии с пунктом 1.1 статьи 102 НК РФ. Вместе с тем запрошенная налогоплательщиком информация не размещена в открытых данных в информационно-телекоммуникационной сети Интернет.
При этом тот факт, что все запрошенные обществом сведения не являются налоговой тайной, подлежат размещению в форме открытых данных на официальном сайте налогового органа в сети Интернет и фактически на момент запроса на официальном сайте не размещены, налоговым органом не оспаривается.
При таких обстоятельствах непредставление налоговым органом испрашиваемых сведений (с учетом отсутствия данной информации в свободном доступе) в настоящем случае нарушает права и законные интересы налогоплательщика (Постановление Арбитражного суда Уральского округа от 22.06.2021 по делу № А50-19906/2020).
Налогоплательщик имеет право на получение такой информации и не освобождает налоговый орган от обязанности по ее предоставлению (либо путем размещения в открытом доступе, либо в случае отсутствия такой информации в открытом доступе – по предоставлению информации по запросу налогоплательщика).
При таких обстоятельствах выводы, приведенные в обжалуемом решении, об отсутствии нарушения прав заявителя действиями заинтересованного лица не соответствуют обстоятельствам дела и имеющимся в нем доказательствам. Заявленные требования налогоплательщика подлежат удовлетворению, налоговая инспекция обязана устранить нарушение прав и законных интересов заявителя путем повторного рассмотрения запросов налогоплательщика о предоставлении соответствующей информации.
Отражено в Постановлении Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 20 июля 2021 года № 17АП-6867/2021-АК по делу № А50-17/2021.
Комментарий: Таким образом, начала складываться практика, как налогоплательщику обосновать выбор того или иного контрагента.
2. В последнее время налоговики настаивают на той позиции, что налогоплательщик должен включать в свои договоры налоговую оговорку. По мнению налоговиков, налоговая оговорка, предусмотренная в договоре, позволит организации взыскать убытки и имущественные потери от неправомерных действий контрагентов.
Есть ли в договоре налоговая оговорка или ее нет, для того чтобы в судебном порядке взыскать ущерб, причиненный вам вашим контрагентом, нужно доказать причинно-следственную связь того, что неисполнением своих налоговых обязательств контрагент нанес вам ущерб, в результате которого неуплаченные им налоги были взысканы с вас.
Как показывает практика, доказать это не так-то и просто. Например, ВС РФ вернул рассматриваемое дело в первую инстанцию (Определение от 02.09.2021 № 302-ЭС21-5294).
Комментарий: Следует добавить, что для налогоплательщиков, использующих налоговую оговорку, появился тревожный звоночек в виде возможных претензий налоговиков. Налоговики используют налоговую оговорку на свой лад и при ее помощи доказывают факт того, что налогоплательщику было известно о налоговых нарушениях контрагента.