Найти тему
Андрей Павлов

Рассвет республики Часть 2. Глава 1 (продолжение2)

(По мотивам игры Total War: Rome 2 Rise of the Republic )

Постепенно ситуация на левом фланге начала улучшаться. Латинские копейщики понесли большие потери и всё чаще стали оглядываться назад, помышляя о бегстве. Этот настрой поддерживали велиты, продолжающие обстрел неприятеля. Римские воины воспряли духом. Всё реже вражеские копья атаковали римлян. Враг всё больше защищался и искал спасения за своими щитами. Если бы их не подпирали сзади италийские мечники, то латинские копейщики уже давно бы кинулись прочь, спасая свои жизни.

Римский правый фланг
Римский правый фланг

Центурия мечников, посланная на перехват противника, настигла врага. Вейнеты были утомлены, а римляне горели гневом. Центурия при сближении с противником перешла на бег и буквально врезалась во врага. Завязался рукопашный бой. Удар щитов. Звон мечей. Вейнеты были обескуражены внезапностью нападения. Велиты, заметившие их ранее, начали обстрел. План обойти римские позиции слева провалился.

Римская центурия врезалась в отряд италийских мечников
Римская центурия врезалась в отряд италийских мечников

Этрусские лёгкие гоплиты, атаковавшие центр и правый фланг, безуспешно пытались пробить римскую фалангу. Неся потери от дротиков, камней и копий, они начали паниковать. Римляне, чувствуя страх противника, усилили натиск. Луций Валерий Потит сумел остановить вражеский обходной манёвр. Заметив, как гоплиты теснят врага, он обратился к своим воинам:

-Воины! Нам необходимо усилить натиск и обратить врага в бегство как можно скорее. Иначе гоплиты выиграют битву быстрее, чем мы победим отряд пастухов с длинными палками. И вся добыча в вражеском лагере достанется им. А мы станем темой насмешек в разговорах женщин. Если вас это устраивает, то меня, Луция Валерия, нет.

Сказав так, он ринулся в гущу врагов. Воины, уязвлённые речью командира, ринулись с удвоенной энергией. Этрусских лёгких гоплитов от бегства удерживали напирающие сзади отряды. Это больше походило на избиение. Луций Валерий, весь во вражеской крови, подобный бессмертному богу, нещадно рубил врага. Вейнеты, по возможности, пытались избегать встречи с ним.

Лукумон, оценив ситуацию, подал сигнал своему отряду к выдвижению. Облачённые в бронзовые доспехи и шлемы, выстроившись в фалангу, этрусские тяжеловооруженные гоплиты неспешным шагом пошли в сторону римских позиций. Это заметил Марк Фурий, находившийся позади вейнетских позиций. Как только вражеская фаланга отошла на безопасное расстояние, он дал своему отряду сигнал , атаковать пращников, находящихся на правом фланге. Сначала отряд двинулся шагом, чтобы не утомить лошадей и дать возможность этрусским гоплитам отойти подальше. По мере приближения к врагу, эквиты перешли на рысь. Вражеские пращники поздно заметили приближающийся конный отряд. Шум битвы заглушал топот копыт. Эквиты врезались в отряд стрелков, тараня лошадьми и нанося удары копьями. Кто-то пытался сопротивляться. Но что мог сделать не защищённый ничем человек против облачённого в доспехи всадника. Сам вид, надвигающейся массы кооных тел, внушал страх. Пращники бросились бежать. Короткий бой превратился в охоту. Что-то чиркнуло по правой ноге, защищённой поножами. Марк на мгновение перевёл взгляд. Юноша, в глазах которого стоял ужас, в отчаянии пытался, что-то сделать свои мечом. Марк переменил хват копья и нанёс удар сверху, пробив левую ключицу врага. Вынув копьё, он двинулся дальше.

Нападение Марка на пращников
Нападение Марка на пращников
Преследование врага
Преследование врага

На правом фланге ситуация осложнялась. Отряд этрусских лёгких гоплитов и италийские мечники решили оказать помощь своим. Свежие силы вейнетов остановили натиск римлян. Ещё недавно Луций Валерий избивал врага, а теперь центурии сомкнули щиты. Римляне перешли в оборону. К вражеским ударам мечей добавились копья. Как трудно мечнику достать копейщика! Римские воины попятились немного назад, выстраивая линию. Гоплиты на левом фланге тоже перешли в оборону. Резервов у римлян больше не было. Проклятые камни! Они выбивали всё больше и больше воинов. Как только построение было восстановлено, Луций Валерий обратился к воинам:

-Вы устали и измождены, но и враг тоже. Да, он подвёл резерв. Но это лишь говорит о вашей доблести. Вейнеты до сих пор нас не сломили. В отчаянии они пытаются нас забросать камнями, как трусливые мальчишки. Соберитесь духом! На вас взирают римские боги. Ваши жёны и дочери наблюдают со стен. Покажем им нашу смелость. Нажмём на врага. Вспомните, как они вас называли шлюхами и скотоложцами! Неужели это сойдёт им с рук?! Мужчины вы или irrumators? Если мужчины, то забудьте усталость и, наперев своим щитом на врага, разите его мечом!

Одобрительный возглас пронёсся по рядам. Воины усилили натиск. В пылу сражения Луций Валерий, отражая удар меча, был ранен в плечо копьём. Его тут же подхватили сзади стоящие и вынесли из строя.

На левом фланге центурия мечников обратила в бегство вражеский отряд, который обходил римские позиции. Та ярость, с какой атаковали римляне, не оставила веёнетам шанса, и они бросились бежать. Стоящие неподалёку велиты остались без дротиков. Тогда их центурион направил свой отряд на убегающих мечников. Уставшие от долгого перехода и недавнего боя, вейнеты не могли быстро бежать. Они стали лёгкой добычей римских стрелков, которые, взяв в руки мечи, без сожаления высвобождали свою обиду и ярость. Центурион римских мечников решил отдать врага на растерзание стрелкам, а сам направил свой отряд на помощь левому флангу.

Луций Фурий уловил какое-то беспокойство в рядах врагов. Отбив удар меча щитом, быстро глянул налево. А там во вражеский фланг с налёта врезалась центурия мечников. “ Молодцы! После боя нужно будет отыскать их центуриона,” – подумал Луций. Боевой дух вейнетов был подорван этой атакой. Враг стал пятиться и прятаться за щитами. Ещё немного, и вейнеты дрогнут.

Марк Фурий, догоняя убегающих пращников, приблизился к левому римскому флангу. Его заметил ещё не принявший участия в битве отряд италийских мечников и, развернувшись, пошёл в атаку на конницу. Лукумон тоже увидел эквитов и, чтобы защитить тыл своих воинов, направил отряд на Марка. Луций Фурий, весь в грязи и крови, увидав отходящий вражеский отряд, пригляделся вперёд. Вдали маячили римские всадники. “Жив!” – промелькнула мысль у Луция Фурия. Удар камня о щит заставил его забыть о брате. Расслабляться нельзя!

Марк, заметив приближение вражеской пехоты, развернул свой отряд и направил его на прежнее место пребывания. Намереваясь оттуда ударить по другим отрядам пращников. Командир италийских мечников, увидев разворачивающийся отряд конницы, понял бесполезность задуманного и с сожалением посмотрел ей вослед. Обида и бессильная злость овладела им и его воинами. Он развернул отряд и в неистовой ярости атаковал тыл римских мечников, которые недавно пришли на помощь Луцию Фурию. Это было неожиданно. В римском отряде стала распространятся паника.

 Италийские мечники бьют в тыл римскому отряду
Италийские мечники бьют в тыл римскому отряду

Центурия лёгких гоплит, стоявшая на левом фланге и принявшая первый удар вейнетов, понесла большие потери. Их одолевала усталость. Непрерывный обстрел приводил к унынию. Всё реже они выбрасывали в атаке копья, а больше закрывались щитами, предпочитая глухую оборону. Лукумон заметил эти события и решил атаковать левый фланг римлян. Именно здесь затеплилась его надежда на победу. Спурий Фурий, уже давно разбивший латинских копейщиков, заметил отряд этрусских тяжёлых гоплитов. Они угрожающе двигались на левый фланг римской фаланги. Там стояла потрёпанный отряд лёгких гоплитов. Спурий оценил последствия этой атаки и дал сигнал двум подчинённым ему центуриям, повернув налево, занять позиции перед вражеским отрядом.

Глаза Луция Фурия застилала усталость. Руки болели. Щит тянул к земле. Вокруг крик, шум, стоны, кровь, грязь, проклятья и мольбы. Враг бежал, но его место заступал новый. Казалось, что они вновь и вновь восстают из царства Орка. Луций не знал, что творится на других участках битвы. Он уже не вспоминал братьев. Усталость тёмной обволакивающей тяжестью наваливалась на него. Не было ярости. Не было злости. Никаких эмоций. Он машинально убивал врагов, как только обнаруживались открытые места. Так же не задумываясь, защищался от ударов. Бой казался бесконечным. Хватит ли сил?

(Продолжение следует)