Найти тему
Русский и Литература

Направление «Кому на Руси жить хорошо? Вопрос гражданина»: рассматриваем 2 темы итогового сочинения и 20 произведений

Оглавление

Честь, долг, достоинство, патриотизм, служение Родине… Все эти понятия необходимы для рассмотрения пятого направления итогового сочинения 2021. А риторический вопрос, заданный Н.А. Некрасовым и ставший заглавием его произведения, - «Кому на Руси жить хорошо?» - в этом учебном году предлагается как тема для размышления всем 11-классникам. Давайте же и мы подумаем над двумя темами: «Всегда ли общество ценит достойных людей?» и «Что важнее: личное счастье или благополучие Родины?», а также подберём к ним литературные аргументы.

Александр Андреевич Чацкий и фамусовское общество. Иллюстрация к комедии А.С. Грибоедова "Горе от ума".
Александр Андреевич Чацкий и фамусовское общество. Иллюстрация к комедии А.С. Грибоедова "Горе от ума".

Тема №1: «Всегда ли общество ценит достойных людей?»

На мой взгляд, ответ на это вопрос очевиден: не всегда. Используя антитезу, рассуждать в рамках этой темы сложно, поэтому я бы советовала использовать приём расщепления (разбиения темы на части) или приём последовательного развития. Для того и другого видов рассуждения подойдут следующие мини-тезисы:

1. Нет, не всегда, потому что достойные люди могут быть слишком принципиальными и честными. Правда, которую они высказывают, не всем приятна: Стародум из комедии Д.И. Фонвизина «Недоросль», А. Чацкий, главный герой комедии А.С. Грибоедова «Горе от ума».

2. Нет, не всегда. Часто люди оказываются жестоки к тем, кто не похож на них. Представители общества даже не хотят знать об их положительных качествах, достойных поступках, идеях и мечтах. Примеры: Юшка, главный герой рассказа А. Платонова «Юшка», Ассоль, главная героиня повести-феерии А. Грина «Алые паруса».

3. Нет, не всегда. Зависть к ним и злость могут стать причинами лжи, несправедливого обвинения: роман А.С. Пушкина «Капитанская дочка» (донос А. Швабрина на П. Гринёва), комедия А.С. Грибоедова «Горе от ума» (слух о сумасшествии А. Чацкого).

4. Нет, не всегда. Люди боятся тех, кто сильнее их, кто способен жертвовать собой ради достижения высокой цели: рассказ М. Горького «Старуха Изергиль» (обвинение брошенное Данко, желание его убить), поэма М.Ю. Лермонтова «Песнь про купца Калашникова» (смерть Калашникова, честно победившего царского опричника).

В заключение можно порассуждать о том, что если окружающие всё-таки начнут ценить достойных людей, пусть даже и не похожих на них, общество станет лучше, разумнее и справедливее. Но путь этот долог и тернист.

Василий Тёркин. Иллюстрация к одноимённой поэме А.Т. Твардовского.
Василий Тёркин. Иллюстрация к одноимённой поэме А.Т. Твардовского.

Тема №2: «Что важнее: личное счастье или благополучие Родины?»

Первый вариант рассуждения:
Отвечаем однозначно. Благополучие Родины и всего общества, конечно, ценнее, чем благополучие одного человека. Для подтверждения можно привести противоположные примеры и показать в первой части сочинения достойных граждан своего отчества, выбирающих служение Родине. А во второй – описать эгоистов или людей, даже не задумывающихся о чем-либо, кроме собственных интересов. В итоге прийти к выводу, что судьбы описанных героев говорят сами за себя: эгоисты не находят счастья, хотя всю жизнь только и думают, что о себе.

Примеры литературных аргументов

Те, кто выбирает благополучие Родины и сражается за неё:

1. Петр Гринёв, герой романа А.С. Пушкина «Капитанская дочка»;

2. Ветеран Бородинского сражения, от лица которого ведётся рассказ в стихотворении М.Ю. Лермонтова «Бородино»;

3. Андрей Болконский, герой романа-эпопеи Л.Н. Толстого «Война и мир»;

4. Василий Теркин, герой поэмы А.Т. Твардовского «Василий Теркин»;

5. Андрей Соколов, герой рассказа М. Шолохова «Судьба человека».

Те, кто выбирает личное счастье и живёт только ради себя:

1. Германн, главный герой рассказа А.С. Пушкина «Пиковая дама»;

2. Павел Иванович Чичиков, главный герой поэмы Н.В. Гоголя «Мертвые души»;

3. Катерина Львовна Измайлова, главная героиня повести Н.С. Лескова «Леди Макбет Мценского уезда»;

4. Главный герой рассказа И. Бунина «Господин из Сан-Франциско»

5. Ларра, герой рассказа М. Горького «Старуха Изергиль».

Григорий Александрович Печорин. Иллюстрации к роману М.Ю. Лермонтова "Герой нашего времени".
Григорий Александрович Печорин. Иллюстрации к роману М.Ю. Лермонтова "Герой нашего времени".
Второй вариант рассуждения:
Дать однозначный ответ нельзя. Каждый человек – планета. Порой исследование своей души и поиск личного счастья настолько занимает нас, что мы перестаём думать о мире вокруг. Любовь, ненависть, искушения, испытываемые нами, кажутся во много раз важнее, чем осознание долга перед Родиной или борьба за благополучие общества. К чему же это может привести? Исследуем на примере судеб литературных героев:

1. Григорий Александрович Печорин – главный герой романа М.Ю. Лермонтова «Герой нашего времени»;

2. Катерина Кабанова – главная героиня драмы Н.А. Островского «Гроза»;

3. Акакий Акакиевич Башмачкин – главный герой повести Н.В. Гоголя «Шинель»;

4. Родион Раскольников – главный герой романа Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание»;

5. Григорий Желтков – главный герой повести А.И. Куприна «Гранатовый браслет».

В выводе необходимо вернуться к теме сочинения. Можно порассуждать о том, что путь долга и служения Родине выбирают далеко не все, потому что люди часто видят главную ценность жизни в другом.

Удачных вам сочинений!

Анна Терехова