Главный герой этой статьи уже давно не действующий старый аэропорт города Казани. Выбран он был не случайно, уже совсем скоро будет сложно найти его даже на спутниковых картах, поэтому самое время рассказать его краткую историю.
Для начала некоторое вступление. Это моя первая в жизни публичная статья, поэтому я готов к критике и готов развиваться, но все таки пусть критика будет объективной.
Так уж получилось, что моя жизнь тесно связана с городом Казань. Это отличный мегаполис для жизни, развития и наслаждения окружающей средой. По образованию я не архитектор, но мне нравится изучать историю различных мест, зданий, сооружений. Это меня вдохновляет.
Терминал Казань-2
Данная воздушная гавань ведет свою историю с 1930-ых годов и не является первым воздушным портом столицы Татарстана, но об этом как-нибудь в другой раз.
В то время аэропорт использовался только местными и почтовыми авиалиниями и являлся местом обслуживания междугородних рейсов. Авиация тех лет была не слишком технологичной, поэтому самолеты требовали большого количества промежуточных остановок.
Одной из таких остановок и был будущий аэропорт Казань-2, который тогда просто называли аэропортом. В обиходной речи аэропорт часто называли аэродромом на Арском поле, сейчас сложно представить, что еще 100 лет назад это была окраина города.
Изначально пассажиропоток аэропорта был небольшим, заметный рост его пришелся уже на послевоенный период.
В годы Великой Отечественной войны аэропорт был частью воздушной магистрали Москва-Уэлкаль. На нем останавливались американские боевые самолеты, поставлявшиеся в СССР по программе ленд-лиз.
После 1945 года аэропорт так и оставался промежуточным звеном в цепи авиалиний СССР. Это сложно представить сейчас, но раньше рейс из Казани в Адлер не был прямым, а на пути движения самолета были такие пункты промежуточной посадки как: Пенза, Воронеж, Ростов-на-Дону и Краснодар. Пиком пассажиропотока принято считать 1970-е годы.
Территория аэропорта
Здание аэровокзала было построено в 1954 году и являлось типовым проектом Московского государственного проектного института. Также на аэровокзальной площади располагалось и здание терминала местных авиалиний.
Территория аэропорта занимала достаточно большое пространство, поэтому оставила заметный след в облике современного города. На территории были расположены различные ангары, автобаза, склад ГСМ и т. д. их можно рассмотреть на черно-белом снимке со спутника 1972 года.
ВПП аэропорта имела размеры 1800 на 49 метров, что позволяло принимать самолеты как: АН-2, АН-26, ЯК-40 и подобных им типов.
Стремительное развитие авиации требовало модернизации аэродромов. Появились новые модели самолетов, позволяющие выполнять рейсы на более дальние расстояния, которым требовались более длинные ВПП и более совершенные терминалы для приема пассажиров. Городская инфраструктура тоже обновлялась и как итог ближе к концу 80-ых территория вокруг аэропорта уже была окружена плотной городской застройкой, что исключало модернизацию ВПП. Поэтому было принято решение о строительстве нового аэропорта, который был открыт в 1979 году. Новый аэропорт расположился намного дальше от города чем Казань-2.
После этого наступило резкое уменьшение пассажиропотока. Все таки аэропорт еще просуществовал еще около 20-ти лет обсуживая рейсы малой авиации после чего был окончательно закрыт в начале 00-ых.
Будущее объекта
Сейчас здание аэровокзала не пользуется такой популярностью (его проектная пропускная способность составляла 200 человек в час), но его все еще можно увидеть в почти первозданном виде.
Территория аэропорта после закрытия претерпела много изменений. ВПП разобрали или частично использовали под парковку. Перрон для стоянки самолётов используют для обучения водителей техники специального назначения. В его восточной части расположился конно-спортивный комплекс.
В СМИ часто появляется информация о проектировании многоквартирных жилых домов на месте бывшей воздушной гавани. Имя проекта неоднократно менялось, сначала это был "Евроквартал", теперь это просто квартал М8, который разрабатывается как визитная карточка высотного строительства столицы Татарстана. В планах начать реализацию проекта в 2023-2027 году, а значит скоро на карте Казани может остаться лишь напоминание в виде здания аэровокзала о том, что здесь когда-то был аэропорт.