Новому поколению мало одного иностранного языка для общения. Дети хотят говорить минимум на двух. При этом до сих пор существует два полярных мнения относительно билингвизма и раннего обучения языкам. Как избежать ошибок и какие условия нужно создать для ребенка-полиглота?
Одни специалисты уверяют – чем раньше начать обучение, тем лучше и проще усваивается иностранный язык. Другие считают, что смешение языков замедляет развитие и приводит к торможению речевой активности, в том числе и в родной речи.
Так как же вырастить билингва, если вы живете в России? Вот несколько важных условий.
ЧТО ВЛИЯЕТ НА ИЗУЧЕНИЕ ЯЗЫКОВ
1. Возраст
Одним из наиболее важных условий является возраст ребенка, с которого начинается обучение. Оптимальным для ввода нового языка в неязыковой семье считается три года, это время, когда ребенок уже освоил родной язык.
Это значит, ребенок уже понимает родную речь, у него есть активный и пассивный словарный запас. Только в таком случае второй язык не мешает естественному обучению родной речи, а речевые механизмы двух разных языков не «сталкиваются» друг с другом.
А все дальнейшие возрастные изменения и развитие ребенка дадут новые импульсы к усвоению иностранной речи.
2. Правило «один человек – один язык»
Еще одно правило для успешного обучения иностранному языку – четко разделить преподавателей. Один человек – один язык. Это позволит изучать два языка параллельно, вне зависимости одной языковой системы от другой, и без смешения этих систем. Если родители говорят с ребенком на двух разных языках, то лучше, чтобы это разделение сохранялось: папа говорит на французском, мама – на английском.
3. Слух
При формировании билингвизма с рождения это правило является основным. Обратите внимание на развитие слуха у ребенка, так как именно этот канал восприятия имеет особенное значение при формировании правильного произношения.
Читайте также: В чем причина агрессии ребенка?
Уделите внимание музыкальному сопровождению, рифмовке, прослушиванию песен, в том числе и на иностранном языке. Сопровождайте текст движениями, обозначающими его смысл. Делайте акцент на понятия при помощи громкости, ритмических упражнений – так язык усваивается легче.
4. Мелкая моторика
За любое развитие речи отвечает развитие моторики. Игры с мелкими предметами, массаж, игры с сенсорными материалами (кинетический песок, пластилин, глина и т.п.) позволяют совершенствовать в том числе речевую активность.
НЕДОСТАТКИ ДОМАШНЕГО ВОСПИТАНИЯ
В домашнем обучении есть несколько нюансов:
— график уроков сбивается или часто меняется,
— родители не всегда обладают правильным произношением,
— ребенок не воспринимает родителя как педагога.
Поэтому один из наиболее удачных вариантов – когда ребенок ходит в языковой сад или школу, а дома закрепляет пройденный материал.
КАК ПРАВИЛЬНО ВЫБРАТЬ ПРОГРАММУ ОБУЧЕНИЯ
- Ключевой момент при выборе программы – схема обучения, оно должна проходить в игровой форме или сочетать учебную и игровую части.
- Важно полное погружение в языковую среду, когда вся повседневная деятельность комментируется на иностранном (помыть руки, сесть, встать и т.д.). Ведь самое важное в воспитании билингва в классическом восприятии этого термина – научить ребенка думать на двух языках, а не переводить с одного на другой. Такой вариант возможен только при проговаривании каждого действия, проведении аналогии между словом и процессом.
- Групповое обучение. Вне домашних условий такая схема эффективнее, чем индивидуальные занятия. В возрасте 3-5 лет общение со сверстниками, выстраивание отношений между детьми, совместная игровая деятельность стимулирует детей к быстрому развитию. Возможность проигрывать ситуации, использовать второй язык при построении сюжетов с ролями позволяет в дальнейшем быстро переключаться на разные языки в зависимости от собеседника. Только групповое общение дает естественную среду восприятия. В условиях детского сада/школы процесс изучения происходит наиболее естественно, есть четкое соблюдение правила «один человек – один язык», полное погружение в языковую среду, да еще и при условии, что там есть носитель языка.
Изучение иностранного языка в раннем возрасте дает базу и для дальнейшего полилингвизма. Также доказано, что дети, владеющие иностранными языками, имеют бОльшую познавательную активность, развитую речь, широкий кругозор, они активнее и легче приспосабливаются к новым условиям.
#дети и родители #развитие ребенка #билингвизм #детское обучение
Читайте также на нашем сайте:
Жизнь после 30: новые правила свиданий