Найти тему
Jan Smoler

История части Новой Франции - Акадии ( L'Acadie)

“Целый народ, со всем их добром, увозя на чужбину,

В это бессрочное и беспримерное это изгнанье.

На берегах отдаленных рассеяны были акадцы...”

Г.У. Лонгфелло “Еванжелина”

Слово «Акадия», скорее всего, произошло от Аркадии - области Греции на полуострове Пелопонес, которая считалась эквивалентом земли обетованной. В Новое время этот термин впервые был использован для описания линии побережья на юге современной Акадии, а затем и всего атлантического региона тогдашних Французских владений, не относящихся к остальной континентальной Канаде.

Франция принимала деятельное участие в разделе Нового света, так - еще в 1534 году французский мореплаватель Жак Картье объявил побережье Канады собственностью французской короны. Однако, в отличии от испанцев или англичан,  Франция довольно долгое время не показывала своей заинтересованности данными территориями и не создавала здесь больших поселений. Серьезная колонизация атлантического побережья Канады началась только в 1604 году и была связана с именем Пьера Дюгуа́ (Pierre du Gua) также известного как сир де Монт - аристократа, предпринимателя и путешественника. В 1603 году Дюгуа получил от французского короля Генриха IV  права на колонизацию территории, простиравшейся от 40º до 60º с.ш., король также передал Дюгуа право монопольной торговли пушниной по всей указанной территории. Дюгуа взамен обязался привлечь и расселить на новых территориях поселенцев.

В 1604 году Дюгуа прибыл на новые территории на корабле с первыми колонистами на борту, любопытно, что среди корабельного экипажа был картограф, а впоследствии самый известный губернатор провинции Квебек и основатель города Квебек - Самюэль де Шамплейн, которого считают “отцом квебекской нации”.

-2

Первое поселение было основано в том же году на острове Иль-Сан-Круа в устье реки Сан-Круа в северо-западной части залива Фанди в 1604 году, в память о своей родине колонисты назвали его Французским заливом (Baie Française). Первую зиму 1604-1605 годов пережили далеко не все колонисты, многие не дожили до весны из-за голода и болезней, прежде всего - цинги, зиму не пережили 35 колонистов. Кстати, суровый климат и частые болезни и впоследствии были основной причиной нежелания французов пополнять ряды переселенцев в Новой Франции. Выжившие переселенцы сделали определенные выводы на следующий год уже перенесли поселение в более плодородное место на южном берегу залива. Новая колония получила имя Порт-Рояль (основан в 1605 году), примерно тогда же и встречается первое упоминание этой территории - “Акадия”.

Первое время существовала и другая проблема - отсутствие европейских женщин, следствием чего было отсутствие семей и детей, которые помогали бы мужчинам обрабатывать земли и пасти скот, овец и свиней, привезенных из Европы, и вести домашнее хозяйство. Единственными женщинами, которые были доступны поселенцам, были индианки, но священники, бывшие в колонии не давали согласия на заключение браков с ними.

В 1608 году Дюгуа отправил Шамплейна основать крепость на месте впадения реки Св.Лаврентия в залив, город получил название от искаженного индейского термина, означающего примерно - “место где сливаются многие воды” - Квебек, казна вскоре стала недовольна тем, что не получала больших доходов от торговли пушниной, как предполагала ранее, и довольно быстро Дюгуа было отказано в пушной монополии, хотя официальной причиной было объявлено то, что Дюгуа не преуспел в обращении индейцев в христианство, после чего сам Дюгуа утратил интерес к поселениям, вернулся во Францию и больше в Северной Америке никогда уже не был. Колонисты же, фактически, оказались на самообеспечении, практикуя некую разновидность общинно-деревенского самоуправления или самоуправляемой территории без прямой поддержки королевской власти, разве что с номинальным ей подчинением, что было довольно уникальным явлением для большинства европейских колоний Нового Света. Этому положению способствовала и изрядная труднодоступность данных территорий на атлантическом побережье тогдашнего Нового Света. Территория была сильно изолирована, до неё трудно было добраться с материка и поблизости не было крупных портов. Поселенцы, фактически, не платили ни пошлин, ни налогов, не отрабатывали барщину, так как размеры выплат никак и нигде не устанавливались.

Некоторое оживление началось 30-е годы XVII века, когда в поселение прибыло несколько сотен новых поселенцев, в основном из западных регионов Франции (около 300 поселенцев). Согласие на эту новую волну колонизации заморской территории дал лично кардинал Ришелье, который согласился с доводами своих советников, что Акадию необходимо развивать и для этого нужно направить туда новых переселенцев. Жители поселений осваивали болотистую местность, в основном вокруг залива Фанди, занимались земледелием, охотой и рыбной ловлей. В связи с географическими особенностями местности, поселенцы были вынуждены строить сложную систему дамб и запруд, что серьезно влияло и на их социальную структуру, заставляя селиться относительно крупными и сплоченными семейными группами и сообща заниматься работой. Через сто лет, к началу XVIII века численность франкоязычного населения Акадии составляла уже около 10 000 тысяч человек.

Территории Нового Света, заселяемые французами, получили название Новой Франции, в ее состав вошли: Канада — современные провинции Квебек и Онтарио, а также часть берегов Великих Озер, включая форт Детруа (ныне - город Детройт); Акадия — современные провинции Канады Нью-Брансуик, Новая Шотландия и остров Св. Иоанна (ныне — Остров Принца Эдуарда); Луизиана — долина реки Миссисипи на юге современных Соединенных Штатов Америки (ныне штаты Луизиана и частично Миссисипи); Новая Земля — современный Ньюфаундленд.

Географическое положение между Новой Францией и Новой Англией - делало Акадию ареной весьма частых военных столкновений между Францией и Англией так, уже 1613 году было зафиксировано и первое нападение на Порт-Ройал поселенцев из английской Вирджинии.

-3

Первый раз Англия сумела на некоторое время завоевать Акадию в период «войны короля Вильгельма» (1689—1697). Это была первая франко-английская война в Новом Свете, и кроме собственно европейцев в боевых действиях с обеих сторон активно участвовали и индейские племена. Англичанам удалось захватить город Порт-Рояль, но после окончания войны он был возвращен французам.
    В период «войны королевы Анны» (1702-1713), которая была частью европейской Войны за испанское наследство, в Новом Свете на стороне Франции воевала также Испания, по-прежнему с обеих сторон сражались индейские племена. В 1703-1704 гг. Французы провели несколько успешных рейдов на английские поселения в Новой Англии, а в 1704 году французам при поддержке индейцев удалось даже уничтожить английское поселение Дерфелд в заливе Массачусетс. Нападение сопровождалось массовым убийством английских колонистов. Англичане предприняли несколько неудачных попыток взять Порт-Рояль. Взаимные атаки друг на друга продолжались до 1709 г.  В результате взаимных нападений пришла в запустение довольно значительная территория к северу от Бостона. Однако в сентябре 1710 года англичане смогли взять штурмом Порт-Рояль, что явилось окончанием французского господства над материковой частью Акадии. Утрехтский мирный договор 1713 года закрепил принадлежность Акадии за Англией. После чего французские поселенцы в Акадии получили ультиматум — в течение года или признать суверенитет Англии над Акадией, или покинуть свои поселения. Но поселенцы решили сражаться с англичанами и даже начали строить фортификационные укрепления. Однако на несколько десятилетий наступило затишье, подчинение Англии было не особо обременительно, реально же франко-акадийцы жили в режиме самоуправления.

-4

Акадия была официально переименована англичанами в Новую Шотландию. Вообще же, период с 1713 года до 1755 год вполне можно считать эпохой экономического благополучия для франко-акадийцев, за эти несколько десятилетий изрядно увеличилась численность жителей. В 1730 году акадийцы получили довольно оригинальный статус «нейтральных французов», что было для них довольно выгодно - так как гарантировало им религиозную свободу и освобождение от воинской повинности.

В 1749 году англичанами на территории Акадии/Новой Шотландии был основан город Галифакс, помаленьку территории стали пополняться и англичанами, но акадийцы по-прежнему пока были «предоставлены сами себе» и особых конфликтов с английской администрацией не наблюдалось. Именно в эту эпоху и в этих условиях “нейтральности”, как считается, и сложилась акадийская этно-культурная общность и особая идентичность, отличная от идентичности остальных франко-говорящих жителей континентальной Новой Франции (Квебека и части Онтарио).

С началом Семилетней войны в Европе в Новом Свете также началась и своя стадия военных действий. Так, летом 1755 года началась осада английскими войсками форта Босэжур, который был построен в 1751-1752 годах канадским губернатором Де ла Жонкьером, после длительных обстрелов комендант фотра - Луи Дю Пон Дюшамбон де Вергор не принял решение о капитуляции, позднее форт был переименован англичанами в Камберленд. Взятие форта Босэжур и очистка территории от французских войск позволили британскому командованию начать  подготовку операции по депортации франкоговорящих поселенцев Акадии.

Нужно отметить, что сама Франция не особенно переживала по поводу отрату данной территории переживала за судьбу своих колонистов. Как писал Вольтер после разрушительного лисабонского землетрясения 1755 года: «Лучше бы землетрясение проглотило эту убогую Акадию».

Депортации предшествовали суровые меры новой колониальной администрации по отношению в франко-акадийцам, например: если акадийцу было приказано доставить в британское поселение дрова, а он тянул с исполнением, его дом разбирали на растопку, администрация приказала отобрать у акадийцев ружья и каноэ, без которых было крайне сложно выжить в тех условиях, в результате франко-говорящее население стало по-маленьку покидать ранее обжитые районы и уходить и заселять новые места в лесах и на побережье, благо неосвоенных мест в этом регионе тогда было более чем достаточно.

Депортация продолжалась с 1755 по 1763 годы. С территории Акадии было выселено около 12 тысяч франко-акадцев из тех 18 тысяч, что составляли местную франко-говорящую общину. Считается, что более половины из них погибли во время транспортировки в другие регионы, когда их везли в трюмах кораблей, зачастую без еды. Общая же цифра всех погибших - в результате депортации и военных действий, которые в совокупности совершенно точно можно считать геноцидом - около 75% всех ранее проживавших на территории Акадии франко-акадийцев.

-5

Началом депортации считается момент, когда мужчинам, собранным в числе около 400 человек в местной церкви в деврене Гран-Пре было объявлено, что «Земли и постройки, домашний скот всех видов конфискуются в пользу короны со всеми вашими личными вещами, сбережениями, деньгами и хозяйственной утварью, а вы сами перемещаетесь из этой провинции». Предложение франко-акадийцев об уплате выкупа за право остаться на своей земле было представителями английских властей отвергнуто. После выдворения франко-акадийцев все их дома и хозяйственные постройки были сожжены солдатами.
     Впоследствии судьба всех депортированных сложилась по-разному: часть франко-акадийцев численностью около 3000 человек, после долгих мытарст, нашла пристанище на острове Бель-Иль у побережья Франции (Бретань), любопытно, что люди, привыкшие к другой природе, климату и методам хозяйства, на французском острове не чувствовали себя как дома, через некоторое время примерно половина этих «репатриированных» во Францию акадийцев уехали к своим бывшим соседям, обосновавшимся к тому времени в Луизиане, о чем будет сказано далее, оставшиеся слились с местным французским населением, утеряли со временем свою акадийскую идентичность и культурные особенности.

Часть франко-акадийцев была выселена и размещена небольшими группами в разных английских колониях Нового Света: Коннектикут, Джорджия, Мэриленд, Массачусетс, Нью-Йорк, Пенсильвания, Южная Каролина, и даже в самой Англии, в городах: Бристоль, Ливерпуль, Фалмут. Большая часть этих франко-акадийцев со временем также утратила свою идентичность, став обычными американцами, хотя некоторая, совсем небольшая часть, со временем смогла вернуться в Акадию и присоединиться к своим соплеменникам, но речь тут может идти лишь о десятках семей.

Довольно  большая группа франко-акадийцев переселилась в Луизиану на юге Северо-Американского континента, которая тогда еще принадлежала Испании, испанские власти отнеслись к переселенцам довольно неплохо, поскольку акадийцы были также католиками. Южная часть штата Луизиана, где расселились беженцы, даже получила название «Акадиана», а ее обитателей стали звать каджунами «cajun», термин от исковерканного - “акадиец”. На сегодняшний день каджуны -  вторая по численности, после франко-креолов Луизианы (более старого французского населения этих мест - потомков еще первых французских поселенцев в Луизиане), группа населения французского происхождения в штате. Численность каджунов в Луизиане оценивается примерно в 400 тысяч человек. В 1803 году, французский язык был запрещен властями США с целью ускорения ассимиляции франко-говорящего населения в штате, и тем не менее, многие каджуны сохраняют на бытовом уровне каджунский диалект французского языка.

После подписания в 1763 году Парижского договора между Англией и Францией, выселенные франко-акадийцы получили право уехать во Францию, этим правом воспользовалось не так много человек, в реальности значительная их часть была вывезена на Гаити и в Гвиану, в которые французское правительство тогда стремилось привлекать переселенцев для их хозяйственного развития, откуда большинство из них довольно быстро уехали сами из за жаркого тропического климата, к которому были не привычны, совсем небольшая часть была направлена на Фолкленды, но опять же - прожили там совсем недолго, так как Франция вскоре уступила эти острова Испании.

Вообще, отдельные семьи ухитрились за небольшой временной период побывать в разных точках Атлантики, переезжая с места на место.
Однако английская администрация смогла выселить далеко не всех акадцев, некоторая часть их отступила на север. Другая часть сумела уйти в Квебек, где переселенцами из Акадии был основан город Л’Акади.

Интересно, что далеко не все акадийцы смирились с депортацией - в самой Акадии началась партизанская война под руководством Жозе Бруссара, который считается национальным героем франко-акадцев. Жозе Бруссар (1702-1765) родился в городе Порт-Рояль и долгое время вел образ жизни обычного поселенца, когда началась Семилетняя война, он участвовал в защите французского форта Босэжур, за что был объявлен английскими властями вне закона. Во главе отряда он неоднократно совершал вооруженные нападения на английские посты и поселения, а затем даже сумел снарядить корабль, на котором стал совершать пиратские нападения на англичан в районе залива Фанди. Затем попал в плен к англичанам, находился в заключении в Галифаксе, после освобождения переселился на остров Доминика, но покинул его и окончательно обосновался в Луизиане, где даже был произведен за свои былые заслуги в капитаны военизированного местного ополчения.
В северных и труднодоступных районах Акадии франко-акадийцам даже удалось сохранить свои поселения. В отдельных случаях даже целые деревни уходили вглубь лесов, и там основывали новые поселения, вырубали лес, расчищали пустоши под пастбища, строили дома, чтобы жить подальше от английских властей. Как и в Квебеке - для французов была характерна высокая рождаемость, что позволило им относительно быстро восстановить численность населения в Акадии. Англичане старались в меру сил ассимилировать франко-акадийцев, например запрещали образование на французском языке, но франко-акадийцы довольно упорно сохраняли французский язык в домашнем быту. Вместе с тем, можно сказать, что языковая дискриминация способствовала тому, что носители французского языка имели гораздо меньше возможностей для продвижения по социальной лестнице, а потому большая часть франко-акадийцев являла собой низшие слои местного общества. В довершение ко всему, франко-акадийцы отказывались приносить клятву верности английскому королю, что было несовместимо с их католическим вероисповеданием, что также маргинализировало их в глазах англичан и английских колонистов.

В канадской историографии для обозначения этих событий принят термин Grand Derangement, перевести который можно как «великое потрясение». Результатом депортации стало полное разрушение социальной структуры франко-акадийского сообщества. На протяжении многих десятилетий франко-акадийцы постоянно испытывали на себе национальное и социально-культурное давление. Некоторое возрождение в их сообществе началось в XIX веке. Способствовало популяризации их вопроса отчасти и то, что в 1847 году американский поэт - Генри Уодсуорт Лонгфелло написал поэму «Эвангелина», в которой с сочувствием описал депортацию франко-акадийцев. Благодаря этой поэме Европа узнала об истории Акадии и акадийцев, их самобытной культуре и депортации. Франко-акадийцы получили избирательные права. В конце XIX века у них появился собственный флаг, национальный праздник и гимн. Французский язык был признан официальным языком, наряду с английским языком, в провинции Нью-Брансуик (бывшая Акадия) только в 1969 году. Был создан Монктонский университет, обучение в котором осуществляется на французском языке.

Первый обще-акадийский конгресс был созван в 1880 году в Квебеке, с тех пор созывалось несколько акадийских конгрессов, на которых был принят ряд конвенций - была подтверждена приверженность всех акадийцев французскому языку, выбраны симолы и праздники, высказано пожелание о наличии собственного епископа, открытии мемориала в память о выселении народа, решения по поддержке собственных фермеров и печатной прессы, рекомендации для изучения французского языка в школах, памятные мероприятия о депортации и пр.

Сегодня численность франко-акадийцев на своем “историческом месте” наиболее велика (одна треть на все население провинции - около 230 тысяч) в Нью-Брансуике, особенно в долине реки Сент-Джон и вдоль «Акадийского побережья», некоторое число проживает на западной стороне острова Принца Эдуарда и на «французском побережье» Новой Шотландии. Что касается потомков акадийцев в Квебеке, то если в начале XIX века их было около 8 500 тысяч - на сегодняшний день их потомками себя считают около 300 000 человек, но в Квебеке акадийской идентичности, как таковой, не сохранилось, в большинстве эти люди могут помнить о своих акадийских коррнях, но уже давно считают себя квебекцами. Вторым местом, после собственно территорий бывшей Акадии в современной Канаде, где акадийская идентичность сохранилась на достаточно хорошем уровне - является, несомненно, Луизиана в США, где каджуны отлично помнят о своем происхождении, смогли сформировать на новом месте свою уникальную культуру, не похожую, что интересно, на культуру местных франко-креолов, для которой характерны образ хозяйствования, кухня, музыка и пр., и что важно - своя особая акадийская, или, точнее - пост-акадийская-каджунская идентичность.