15 августа 2021 года боевики Талибана (террористическая организация, запрещена в России) захватили Кабул. С первого дня правления новая власть меняет облик столицы Афганистана: закрашивает рекламные плакаты и уличное искусство. Почему Талибан боится стрит-арта? Что делают граффитисты, работы которых уничтожают? Рассказываем об уличных художниках Афганистана.
В начале сентября 2021 года боевики Афганистана начали массово закрашивать уличное искусство белой краской или заменять лозунгами: «Какой прекрасный источник свободы»; «Пусть он будет верховным, свободным, независимым и исламским»; «Конец воровству и начало независимости».
Одна из закрашенных работ изображала Джорджа Флойда с надписью «Я не могу дышать». Недавно мурал забелили и заменили на флаг талибов.
«Мы будем кричать так громко, что нас услышат»
Омаид Шарифи и его группа ArtLords потратили семь лет на создание более 2200 граффити на улицах Кабула. Художественное движение превратило бетонные стены в холсты для картин-муралов, которые призывают к миру. Среди любимых тем группы — гендерное равенство, права детей и борьба с привилегиями. Основатель коллектива считает ArtLords «солдатами на передовой в борьбе с несправедливостью».
«Мы хотели начать массовое движение за изменение общественного восприятия — движение, которое может привести к прозрачности и подотчетности», — рассказал Шарифи о том, как появилась группа в интервью Global Voices.
Среди таких работ мурал, который изображает главу японского агентства медицинской помощи Тецу Накамуру. Граффити появилось в Кабуле вскоре после убийства врача в декабре 2019 года. «Давайте не будем сажать на этой чистой земле ничего, кроме семян любви и дружбы», — гласит строка рядом с его нарисованным профилем.
Деятельность ArtLords признана на международном уровне. Их номинировали на премию за свободу слова 2019 года в категории «искусство». Группа уступила только курдской политической художнице и журналисту Зехре Доган.
«Простым людям нравятся эти работы. Искусство для них. У них никогда не было картин на стенах. Они никогда не держали в руках кисть. Искусство всегда предназначалось для 5% высших слоев населения Афганистана — (бывшей) королевской семьи и знати. Но наша работа предназначена для простых людей. Мы хотим, чтобы они участвовали в процессе», — отметил Омаид Шарифи в интервью для GV.
Работы коллектива ArtLords — сильные политические заявления. Они славят афганских героев и высмеивают полевых командиров. Среди последних работ — мурал, изображающий соучредителя Талибана, который пожимает руку специальному посланнику США после подписания официального соглашения о выводе американских войск из Афганистана. Стрит-арт появился 15 августа около правительственного здания за несколько часов до того, как пришла новая власть.
Талибан признал коллектив экстремистской организацией, поэтому сейчас они вынуждены скрываться. Шарифи помог 54 художникам и их семьям бежать из Афганистана, но большая часть группы осталась и пытается найти способ покинуть страну. «Единственное, что заставляет меня продолжать, это то, что я думаю, что это еще не конец», — сообщает Омаид.
ArtLords продолжают противостоять Талибану. В телефонном интервью AFP из убежища для беженцев глава коллектива заявил: «Мы никогда не будем молчать».
О несогласии с новой властью в Афганистане группа говорит открыто и в социальных сетях. «Возможно, вы сможете стереть муралы с улиц Афганистана, возможно, вам удастся на время заглушить голоса в некоторых частях страны, но мы будем кричать так громко, что нас услышат», — написали ArtLords в Facebook.
«Ее глаза закрыты, но это не значит, что она не видит»
Шамсия Хассани — первая женщина-граффитист в Афганистане. Художницы, которые публично высказываются через муралы, находятся в особенно опасном положении. Стрит-арт для женщин, как и другие виды искусства, считаются нарушением исламского закона по толкованию Талибана.
«Некоторые люди думают, что искусство запрещено в исламе, и поэтому они считают, что должны остановить меня», — поделилась Шамсия в видеоинтервью для The Creators Project.
Яркие цвета, простые линии и глубокий сюжет объединяют уличные картины художницы. На каждый мурал Шамсия тратит не больше 15 минут, ведь более сложная и длительная работа опасна для нее.
«Я очень боюсь общественных мест. Я очень боюсь постоянных взрывов. И в частности, женщинам трудно заниматься граффити и стрит-артом, потому что обычно люди недовольны деятельностью женщин… мне приходится все время быть осторожной», — рассказала первая афганская уличная художница.
Из-за трудностей на улицах Шамсия начала фотографировать здания и рисовать на снимках. Так родилась серия «Dreaming Graffiti». Работы в студии получаются разносторонними: от крупномасштабных полотен до миниатюрных серий на долларовых купюрах — комментарий к внешней политике США.
Тяжелое положение женщин и девочек в афганском обществе, где доминируют мужчины — главная тема работ Хассани. Героини художницы похожи между собой: закрытые глаза, длинные густые ресницы. У них нет рта, но часто в их фигуры вплетены элементы природы или инструменты.
«Ее глаза закрыты, потому что обычно она не видит ничего хорошего вокруг себя… и иногда она не может увидеть свое будущее. Вот почему ее глаза закрыты, но это не значит, что она не видит», — рассказала Шамсия Хассани в интервью DW.
В Афганистане не слышно женских голосов, увидеть их позицию можно лишь через искусство, что показывает художница в своих работах. Среди таких уличных картин есть и изображение девушки, играющей на синтезаторе. «Я использую инструменты как символ того, что женщина может играть своим голосом. Она может использовать музыкальные инструменты, чтобы разговаривать с людьми, говорить громче…», — отметила Шамсия.
Работы художницы тоже замазывают белой краской. Пока точно известно только об одном уничтоженном мурале: «Я только что получила это изображение после прихода талибов. Они закрасили один из моих граффити в Кабуле. Возможно, они закрасили и другие мои муралы в городе. В последние годы я жаловалась, что люди уничтожают мои граффити. Я думала, что людям нужно время, чтобы получить образование, и тогда они будут лучше понимать искусство. Я никогда не предполагала, что наш мир внезапно рухнет, и мы никогда не доживем до того дня, которого я ждала».
Уличное искусство Афганистана — не просто арты на бетоне, это голоса тех, кому нельзя говорить, это темы, которые нельзя обсуждать. Неизвестно, какое будущее ждет художников и их работы. Сейчас ситуация со стрит-артом печальная: граффити закрашивают, художники теряют надежду, а деятели искусства, готовые продолжить борьбу, покидают страну.