Канал "Историческое оружиеведение" уже обращался к теме специфики отношений между горцами и особенностям тактики ведения ими боевых действий. Как известно, целые роды могли десятилетиями враждовать друг с другом, пользуясь каждым удобным случаем, чтобы свести счеты с врагами. Шотландские кланы не были здесь исключением - схватки между ними не раз описывались в английских и шотландских хрониках.
Право на месть
В сентябре 1396 года недалеко от города Перт, расположенного в центральной Шотландии, на огороженном изгородями небольшом участке земли у реки построились два отряда, представлявшие два шотландских клана - Камерон и Чаттан. Поводом к встрече стали давние взаимные претензии к земельным границам, но причиной - поражение, которое потерпел клан Камерон в сражении, которое произошло по одним источникам в 1386 году, а по другим - в 1370 году: камеронцы напали на поселения соседей, но при возвращении с добычей были встречены их вооруженным отрядом и разбиты в бою, потеряв и людей и добычу. Обычаи требовали мести, и клан Камерон решил с ней особо не затягивать.
В конфликт вмешался король Шотландии Роберт III, который послал двух своих представителей, чтобы те примирили противников. Однако посланцы, прибыв на место, увидели, что приказ может быть выполнен только силой, а его выполнение будет сопряжено с большими потерями. И тогда герцогу Олбени пришло в голову соломоново решение: кланам было предложено устроить своеобразный гладиаторский бой, в котором приняли бы участие лучшие воины.
Бой должен был пройти перед королем Робертом III на специальной площадке. Отряды должны были быть равными по численности (по одним источникам по 12 бойцов, по другим - по 30) и по вооружению (разрешались мечи, топоры, кинжалы, щиты и луки). Проигравшие считались бы сполна заплатившими за прошлые обиды, победители получали бы спорные земли и королевскую милость.
В понедельник утром отряды кланов прошли по улицам Перта
"под звуки волынок, вооруженные луками и стрелами, мечами, щитами, ножами и топорами".
Бой
Бой начался не сразу: оказалось, что в отряде клана Чаттан не хватает воина, который струсил и бежал. Камеронцы отказывались начинать битву, заявив, что, в случае поражения чаттанцы укажут на неравенство сил как на главную причину, и не соглашались убрать из своих рядов "лишнего" бойца. Проблему решили просто: был брошен клич среди зевак, чтобы найти желающего, и таковой был найден. Проблема была устранена, и по сигналу волынок бой начался.
Наиболее красочно этот бой описан в романе В. Скотта 2Пертская красавица", опубликованном в 1828 году. Однако в реальности все обстояло гораздо прозаичнее: схватка незащищенных доспехами бойцов была яростной, но короткой и чрезвычайно кровопролитной: по словам одного из хронистов, "короля и его свиту охватил ужас" при виде всего этого.
После окончания сражения на ногах остались стоять 11 израненных членов клана Чаттан и 1 боец клана Камерон, который решил не испытывать больше судьбу и бросился в реку, переплыв на другой берег. Преследовать его никто не смог.
Сражение это вошло в историю как "битва кланов" или "битва из-за северного дюйма".
Кстати, горожанин, который заменил труса, выжил и после сражения был приглашен в состав клана Чаттан: сегодня некоторые члены этого клана ведут свой род от него.
Почему король разрешил побоище?
Впрочем, король разрешил эту схватку не только потому, что хотел, чтобы кланы раз и навсегда решили спор. Была еще одна причина, по которой Роберт III одобрил бой. Причина эта указана Вальтером Скоттом в диалоге между королем и герцогом Олбени:
- Ради господа... ради того милосердия, которого мы ежедневно молим у него, - сказал добрый старый король герцогу Олбени, - вели это прекратить. Во имя чего должны мы допустить, чтоб искалеченные, полуживые создания довели свою бойню до конца? Теперь они, конечно, станут податливей и заключат мир на умеренных условиях.
- Успокоитесь, государь мой, - сказал его брат. - Для Нижней Шотландии эти люди - сущая чума. Оба вождя пока еще живы, если они невредимыми выйдут из боя, вся пролитая сегодня кровь будет напрасной жертвой. Вспомните, вы обещали совету не прерывать состязание.
- Ты склоняешь меня на великое преступление, Олбени: как король, я бы должен защищать своих подданных, как христианин - печься о своих братьях по вере.
- Вы неверно судите, мой господин, - сказал герцог. - Перед нами не верноподданные ваши, а непокорные мятежники, как может засвидетельствовать наш уважаемый лорд Крофорд, и еще того меньше их можно назвать христианами, ибо приор доминиканцев может клятвенно подтвердить, что они наполовину язычники.
Король глубоко вздохнул: - Ты всегда настоишь на своем - ты слишком умен, мне тебя не переспорить. Я могу только отвратить лицо и закрыть глаза, чтобы не видеть этого побоища, которое мне так претит, не слышать его шума. Но я твердо знаю: бог накажет меня уже и за то, что я был свидетелем этой резни.
- Трубы, трубите! - сказал Олбени. - Если дать им промедлить дольше, их раны начнут заживать...
И, надо думать, что герцог Олбени оказался прав: эта битва не решила конфликта, но стоила жизни самым храбрым воинам с обеих сторон, а потому свою следующую схватку кланы смогли провести только в 1429 году. Этот бой вошел в историю шотландских кланов как битва в Вербное воскресенье.
О тактике шотландцев в бою можно прочитать здесь.
Подписка, лайк и репост помогут развитию канала. Спасибо!