Найти тему
Андрей Павлов

Рассвет республики Часть 2. Глава 1 (продолжение)

(По мотивам игры Total War: Rome 2 Rise of the Republic )

Луций Фурий выстроил гарнизон в три линии. В первой были размещены велиты. Во второй стояла фаланга тяжёлых гоплитов. Они должны были выдержать натиск врага и затем сломить сопротивление. Эти воины были ядром армии. Третья линия состояла из воинов второго и третьего классов (мечники-центурионы и римские мечники в игре). Наиболее экипированные центурии представителей второго класса (центурионы-мечники) располагались на флангах. Они должны были защитить фалангу от вражеских ударов и, если будет возможность, обойти врага и ударить в тыл.

Построение римского гарнизона
Построение римского гарнизона
Первая линия
Первая линия
Вторая линия
Вторая линия
Третья линия
Третья линия

Вейнеты выстроились в четыре линии. Первую составляли пращники и стрелки из лука. Их было много. Лукумон надеялся с помощью стрелков нанести максимальный урон и посеять панику в римских рядах. Во второй линии стояли лёгкие этрусские гоплиты и латинские копейщики. Третья - состояла из отрядов италийских мечников. На фланге этой линии разместились этрусские воины с топорами. Лукумон командовал отрядом тяжёлых этрусских гоплитов. Он стоял в четвёртой линии.

Построение вейнетов
Построение вейнетов
Первая линия
Первая линия
Вторая линия
Вторая линия
Третья линия
Третья линия
Этрусские тяжёлые гоплиты
Этрусские тяжёлые гоплиты

Два неравных войска выстроилось в боевой порядок друг напротив друга. Луций Фурий, оценив обстановку, решал. Стоит ли начинать атаку или дождаться Марка? До врага далеко. К тому же вейнетское войско имеет в своём составе большое количество стрелков. Значит, при сближении римские воины попадут под мощный обстрел. Как же не хватает конницы! Обедневшие римляне не могут пока позволить себе лошадей. С большим трудом была собрана одна турма эквитов для легиона. Что же делать? Оба войска замерли в ожидании.

Лукумон, заметив неподвижность римского гарнизона, воодушевился.

-Воины! Сограждане! – воскликнул он. –Римляне лишь с виду смелые. Они вышли за ворота, и страх сковал их. Наверно, решили, что для осады их города пришли женщины и дети. Вот они и бросились смело в бой. Но, увидев настоящих воинов, застыли в ужасе. Так пойдём и поработим мягкотелых римлян. Только будьте осторожны и не запачкайтесь в римском дерьме. Я даже отсюда чувствую запах их страха.

Вейнетское войско ответило дружным смехом и двинулось в сторону римского гарнизона.

Луций Фурий внимательно следил за надвигающимся врагом. “Хватит ли стойкости его бойцам? Успеет ли подойти Марк?” – размышлял он. Луций изначально знал, что идёт на большой риск. Врагов много. Если учесть количество пращников, то шансов на победу практически нет. Его воины будут погибать под каменным дождём. А ведь ценен каждый человек. Если не считать стариков, оставшихся на стенах, то у Рима больше нет воинов. Находиться же в городе и наблюдать как избивают легион – его единственную надежду – Луций тоже не мог. Назад пути нет. “Боги!” – мысленно воззвал он. – “Если римляне одержат победу в этой битве, то даю обет освятить место под любой храм, который, вы, пожелаете.” Слева показался легион Марка Фурия. Враг приближался. Марк далеко. Слева от римского гарнизона находились заросли кустарника с тройкой одиночных деревьев. Луций Фурий отдаёт приказ отступить к этому месту, не нарушая боевой порядок. Заиграли трубы. Небольшое войско, как единый организм, развернулось и двинулось к зарослям. Марк Фурий, заметив этот манёвр, приказал легиону двигаться туда же.

Отступление гарнизона воодушевило вейнетов. В спину римлянам летели оскорбления. Их называли шлюхами, мужеложцами, растлителями детей и животных. И это были ещё невинные высказывания. Римских воинов это задевало. Они злились и готовы были ринуться на обидчиков. Но римская дисциплина и, главное, авторитет полководца, удерживали воинов от необдуманных действий. В назначенном месте оба войска встретились. Братья радостно обнялись.

-У вейнетов много пращников, - сказал Луций. –Как не хватает сейчас конницы.

-Она есть, хоть и малочислена, - ответил Марк. - Я передаю тебе пехоту и акцензов (вооружены только пращой, что соответствовало 5-му имущественному классу). Сам же возглавлю турму эквитов и направлюсь к вражескому войску, где постараюсь расстроить их ряды. Ты тем временем выстроишь для боя оба войска.

-Да убережёт тебя Марс, Марк, - со смешанным чувством сказал Луций. Он понимал, какой опасности подвергает себя брат.

Марк лишь улыбнулся и сел на коня. Затем, подумав, произнёс:

-Не переживай, Луций. Боги на нашей стороне.

Конный отряд брата двинулся в сторону врага. Луций проводил его задумчивым взглядом. Свидятся ли они снова?

Времени было мало. Луций вывел войско из зарослей и построил его на открытой местности. Впереди он поставил своих велитов. За ними расположил акцензов Марка. Стрелки должны были нанести урон врагу на подходе и внести панику в их ряды. Третью линию составила фаланга гоплитов. В центре располагались тяжеловооруженные воины, а на флангах - легковооружённые. Они должны были встретить первый натиск врага. Выдержать его и обратить в бегство. Четвёртую линию составили воины второго и третьего классов (центурионы-мечники и римские мечники в игре). Но расставлены они были по-другому. Легковооружённые заняли центр, а тяжеловооруженные встали на флангах. Причём воины второго классса (центурионы-мечники в игре) встали так, чтобы защитить фланги гоплитов. Луций Фурий возглавил центурию тяжёлых мечников на левом фланге. Своему брату Спурию дал в подчинение две центурии тяжёлых гоплитов в центре фаланги. Правый фланг возглавил Луций Валерий Потит.

Атака Марка Фурия
Атака Марка Фурия
Правый вейнетский фланг расстроил ряды.
Правый вейнетский фланг расстроил ряды.

Дождавшись удобного случая, Марк Фурий отдал приказ к атаке, и отряд эквитов ринулся на вражеских пращников, которые шли в первых рядах. Внезапное нападение конницы обескуражило вейнетов и расстроило их ряды. Одновременно акцензы метнули камни. Послышались стоны раненых и умирающих. Вейнеты остановились. Они не ожидали от римлян атакующих действий. Вейнеты были уверены в скорой победе и уже предвкушали делёж добычи, как вдруг бегущий враг не только развернулся к ним фронтом и приготовился к бою, но и вырвал инициативу из их рук. Марк Фурий, словно ветер, пронёсся по первым вражеским рядам, прогоняя стрелков и нарушая строй вейнетского войска. Правый фланг, куда был направлен первый удар конницы, кинулся в погоню, но тут же попал под плотный обстрел велитов. Вейнетский строй ломался. Их правый фланг больше походил на толпу, чем на боевое построение. Как заманчиво было их атаковать. Но вражеский центр и левый фланг, где находились тяжёловооружённые воины держал строй и был опасен. Выполнив намеченный план, Марк Фурий отвёл конницу в безопасное место. Пока в вейнетском войске царил хаос, римские велиты и акцензы непрерывно обстреливали врага, нанося ему урон и сея панику. Лукумон, оценив обстановку, отдал приказ к атаке. Этрусские лёгкие гоплиты, выстроившись в фалангу, двинулись на римский правый фланг. Латинские копейщики атаковали центр и левый фланг. В это же время Марк Фурий направил конницу в обход левого вражеского фланга, чтобы ударить в тыл, где стали выстраиваться этрусские пращники и лучники. Лукумон, заметив этот манёвр, призвал два отряда лёгких гоплитов на защиту стрелков. Вместо них на римский правый фланг были отправлены этруские топорники и италийские мечники. Уходя из-под атаки вейнетов, римские стрелки отошли за линии пехоты. Используя своё численное преимущество, Лукумон отправил отряд италийских мечников в обход левого римского фланга, чтобы ударить в тыл.

Отход римских стрелков за линии пехоты
Отход римских стрелков за линии пехоты

Пока происходили эти события, латинские копейщики атаковали левый римский фланг. Послышался стук ударов щитов и где-то треск сломанных копий. Один из отрядов латинских копейщиков стал угрожать левому флангу римской фаланги, где стояли лёгкие гоплиты. Чтобы предотвратить эту опасность, Луций Фурий выдвинул свой отряд тяжёлых мечников навстречу врагу. Натиск свежих сил остановил вейнетов. Завязалась рукопашная. Одновременно с этими событиями, две центурии тяжёлых гоплитов, которыми командовал Спурий Фурий, приняли на себя удар латинских копейщиков. Правый римский фланг пока бездействовал.

 Вейнеты пытаются обойти левый римский фланг
Вейнеты пытаются обойти левый римский фланг

На левом римском фланге обстановка накалялась. Три центурии выдерживали натиск пяти вражеских отрядов. Враг напирал. Удары копий, щитов, мечей усиливались. Всё чаще слышались крики и стоны. На линии противостояния росло количество убитых и раненых. Но римские воины стояли непоколебимо, держа строй. Отошедшие в тыл велиты начали обстрел. Их дротики легко находили себе жертвы среди незащищенных доспехами воинов. Латинские копейщики несли потери. Один из отрядов велитов заметил италийских мечников, совершавших обходной манёвр, и послал вестника к Луцию Фурию. Центр сдерживал натиск врага без особых усилий. Латинские копейщики не могли ни пробить, ни сломить ощетинившуюся копьями стену щитов, за которой стояли воины в полном боевом облачении. Зато римское оружие легко находило себе жертвы в строю врага. Правый фланг пока стоял без дела.

Римский центр удерживает натиск врага
Римский центр удерживает натиск врага

Этрусские пращники начали обстрел. Раздался перестук камней, ударявших по шлемам и щитам. Плохо пришлось воинам, незащищённым доспехами. Камни пробивали головы, грудную клетку. Тут и там послышались стоны раненых и возгласы умирающих. Хуже всего было воинам, стоящим в первых рядах. Они не могли себе позволить поднять щит для защиты от каменного дождя. Начались потери среди римлян. На помощь латинским копейщикам подошли италийские мечники. Натиск усиливался. Несмотря на усиленный обстрел этрусскими пращниками и давление со стороны вражеской пехоты, римляне держали строй. Раненых и убитых заменяли воины из задних рядов. На правом фланге этрусские лёгкие гоплиты атаковали фалангу римлян. Бой шёл уже по всему фронту. Велиты с акцензами как могли, помогали гоплитам, обстреливая врага.

Марк Фурий остановил свой отряд. Необходимо было здраво оценить обстановку. На левый вейнетский фланг он не сможет напасть. Этрусские лёгкие гоплиты выстроились, защищая стрелков. Придется продолжить обход вражеских позиций, выискивая слабые места. Пока он размышлял, отряд этрусских гоплитов выдвинулся для атаки конницы. Медлить было нельзя. Марк Фурий дал сигнал к движению.

Луций Фурий, получив сообщение от вестника велитов, дал указание срочно отправить центурию лёгких мечников на левый фланг для перехвата врага, идущего в обход римских позиций. Вейнеты, пользуясь численным преимуществом, попытались обойти и правый римский фланг. Луций Валерий направил свой отряд тяжёлых мечников на перехват. Резервы с обеих сторон ещё были. Но у римлян они заканчивались. Больше всего наносил урон и приводил в уныние воинов постоянный обстрел. Нередко, защищаясь от удара копья, римский воин выбывал из строя от камня, который ломал и дробил кости. "Где же ты, Марк?" - думал Луций Фурий. - "Жив ли ещё?" Со свистом пролетел над головой камень. Сзади послышался вскрик и шум падающего тела. Ещё один воин. Ранен или мёртв? Об этом некогда было думать. Вражеское копьё царапнуло щит и ушло влево вниз. Сделав подшаг и блокируя щитом вражеское оружие, Луций нанёс рубящий удар по руке, держащей копьё.

-15

На правый фланг обрушились этрусские топорники и италийские мечники. Обстановка накалялась. Топорники своим страшным оружием рубили незащищённых доспехами лёгких гоплитов. Луций Валерий для их защиты подвёл центурию мечников. Последний резерв римлян. Всё! Позади пехоты только стрелки.

У римлян не остаётся резерва
У римлян не остаётся резерва

Передние ряды римской фаланги стояли практически на трупах врагов и своих товарищей. Всюду валялись щиты, мечи, копья, отрубленные конечности и чьи-то внутренности. Земля уже не впитывала кровь. Движение затруднялось. Можно было легко запнуться или поскользнуться. Щиты, шлемы, доспехи, у кого они были, покрылись вмятинами от множества ударов камней, мечей и копий. Всё труднее становилось сдерживать натиск врагов. Воины передних рядов были покрыты грязью и кровью - своей и вражеской.

Фаланга удерживает врага
Фаланга удерживает врага
-18

(Продолжение следует.)