Поток насилия, который создают (к сожалению, всё чаще) представители молодых поколений, создаёт у более старых людей ложное ощущение об изменившейся в современных реалиях природе людей и росте агрессивности.
Безусловно, очередной свежий и дикий случай, когда 12-летний идиот взял "Сайгу" и пришёл в школу посёлка Сарс, чтобы начать доказывать окружающим беззащитным людям какие-то свои мысли со стволом в руке, являются вроде бы подтверждением этому - даже несмотря на то, что школьник в людей не стрелял, а сделал два выстрела в стену и потолок, после чего отважная директор школы (!) уговорила его остановиться.
После бесконечной череды всего этого скулшутинга, не говоря уже о прочих многочисленных преступлениях нынешней молодёжи, многим из нас очень хочется верить и говорить, что "в старые времена такого не было", имея в виду прежде всего эпоху СССР. Но хочу сказать, это не более чем самовнушение. Примерно то же самое было в Советском Союзе. Только кто-то об этом уже подзабыл, а кто-то вообще не знал и не сталкивался.
Расскажу вам три случая на эту тему, которые сразу же вспомнились мне, как только узнал о стрельбе в Пермском крае, в том числе один свой (он в конце).
Известный по делу погибшей в 1959 году группы туристов-дятловцев следователь-криминалист Лев Никитич Иванов всю жизнь проработал в прокуратуре. С 1978 по 1985 год он даже был прокурором целой области (в Казахстане). После выхода на пенсию долго был адвокатом и умер в начале 90-х. В-общем, плоть от плоти правоохранительной нашей системы... За свою жизни Иванов повидал всякого, не одних только дятловцев. Некоторые случаи он описал в своих дневниковых записках (они изданы в альманахе Фонда памяти группы Дятлова за 2016 год), в сборнике "Следственная практика" и некоторых газетных статьях.
Читая воспоминания Льва Никитича, поражаешься дикости, которая царила и среди населения в "белом и пушистом" советском обществе. Хватало и простой преступной безответственности, и агрессивного садизма. Только в Свердловской области ежегодно фиксировались около 550 умышленных убийств!
Однажды в деревянном Доме культуры села Горный Щит (совсем рядом со Свердловском/Екатеринбургом) произошёл пожар. В здании шёл киносеанс, на котором присутствовали 250 человек. Загорелась сцена, огонь быстро перешёл в зал, стены которого были покрашены масляной краской, она моментально вспыхнула. Началась паника, но дверь на выход была открыта только одна, и та только наполовину...
Клуб сгорел полностью, до фундамента, - сообщает Иванов.
При этом он не сообщил, сколько именно человек сгорело, сколько было затоптано насмерть, сколько людей получили страшные ожоги. Думаю, это слишком страшные цифры, чтобы их озвучивать. Когда мы будем вспоминать современные трагедии наподобие "Хромой Лошади" или "Зимней Вишни", не забывайте, при всей их трагичности, что у них были и советские предшественники наподобие ДК Горного Щита. Потому что безответственность и жажда денег - наша национальная традиция и трагедия.
А вот в другом описанном в воспоминаниях Л.Н.Иванова случае цифра приведена. Двенадцать ни в чём неповинных людей - именно столько людей перестрелял за один вечер милиционер в городе Верхняя Пышма (пригород Свердловска). Убийцу обложили и он застрелился сам.
Л.Иванов: Я тогда два грузовика трупов наложил. А кто об этом знал? Да никто.
"Сила" Советского Союза в данном случае была в отсутствии информирования населения о страшных вещах вокруг нас. Мы жили спокойно, потому что не слышали публично обо всё таком: ни про одного из тогдашних чикатил, ни про одну происшедшую катастрофу, ни про подлинный уровень преступности в стране. Слухи ходили, но из слухов всегда трудно сделать однозначные и правильные выводы.
Ну и свой личный маленький вклад в копилку рассказов на тему "а в Союзе-то ничего такого не было". Однажды мы с моим другом Серёгой, два младших школьника, мартовским днём пошли в близкий к нам лесопарк гулять. Там, на берегу озера Шарташ, лежал на берегу уже негодный для плавания большой катер. Какое-то время мы увлечённо играли. Место было поодаль от прогулочных троп, да и день был рабочий, людей практически не было, мы наверное вообще там одни были.
Незаметно для нас по льду озера шли двое мужиков лет 20-25 или больше. Точно возраст не смогу сказать, но были они очень взрослыми, для нас, пацанов. Подошли к нам, о чём-то заговорили. Мы, естественно, не испытывали желания с ними общаться и отвечали не слишком содержательно.
Не могу объяснить, почему произошло дальнейшее. Возможно, им просто нечем было заняться, а здесь представился случай поиздеваться. Во время этого непонятного разговора один из ублюдков подошёл поближе и внезапно сорвал с моей головы спортивную шапочку. Дальше он для чего-то засунул её в небольшую лунку во льду недалеко от берега. Для надёжности, видимо, ещё и поддел палкой её подальше под лёд.
О чём мы с ними говорили, совершенно не помню, но помню, что мужики над всем происходящим смеялись. После чего эти сволочи от нас отстали и пошли дальше своей дорогой, а мы встали у проруби и принялись выуживать шапку.
Достать-то её было несложно, только мокрую не оденешь. Между тем, день стоял хоть и солнечный, но по-весеннему ветреный и холодный. Помню, я тогда уже знал, что голову можно простудить и подхватить менингит, и меня эта ситуация напрягла вдвойне. Вместе с Серым мы помчались ко мне домой, туда было километра три. Добежали.
В-общем, ничем трагическим этот мой случай не закончился, я даже не заболел. Однако это был, наверное, первый раз, когда я ощутимо понял, что рядом всегда ходят странные люди, способные на необъяснимую агрессию и садизм в отношении более слабых.
Начиналась вторая половина 1980-х...
Поганая природа человечества такова, что всегда были, есть и будут (увы) люди, которые будут идти на преступления, издевательства и садизм. Поэтому бесполезно уповать на всякие полумеры типа запретить компьютерные стрелялки и ужесточить оборот оружия, а Первый канал заставить вести передачи исключительно о разведении цветов на приусадебном участке.
Нам помогут только две вещи: серьёзные и действенные меры безопасности и быстрая и полная изоляция/ликвидация преступников. Пока этого нет - ждите расстрелов в школах и супермаркетах каждую неделю. У меня на этом всё.
Алексей Королёв