Франсуа Вийон – известный французский поэт 15 века, предвозвестник художественной литературы эпохи Ренессанса. Его сатирические стихотворные произведения – баллады, рондо, песенки – полны едкого сарказма, мрачного цинизма и гротескного, бытового юмора, который впоследствии в полной мере наполнит произведения Франсуа Рабле.
Вийон прожил бурную жизнь: он получил хорошее образование, стал известным поэтом, но вместе с тем бедствовал, попадал в тюрьмы из-за уличных потасовок, участвовал в краже и был на волосок смерти. Эти драматичные перипетии оказали большое влияние на его творчество. Его лирика в буквальном смысле бросает вызов обществу, из которого поэт постоянно выпадал: «смотри, как всеми я покинут!», – горько восклицал он в одном из стихотворений.
Поэзия Вийона насыщена грубым площадным юмором и неприглядными бытовыми зарисовками, которые могут шокировать утонченного читателя. Часто поэт пускается в подробные описания домашних и пищевых отходов, неприглядных перемен во внешности человека, страшных картин смерти и тления. Подобные мрачные зарисовки были близки и понятны средневековому человеку середины 15 века, познавшему ужасы только что закончившейся Столетней войны, голода и нищеты.
Сквозь эти удручающие описания прорываются мучительные размышления Вийона о смысле жизни и близости смерти. При виде печальных останков он, словно Гамлет, отчаянно пытается понять смысл человеческого существования на этой земле: «Я вижу черепов оскалы… Кто были вы?». Это восклицание очень похоже за знаменитые сентенции датского принца над черепом шута Йорика.
Тема жизни и смерти красной нитью проходит через самое известное произведение Вийона – «Завещание». У поэта сформировалось противоречивое отношение к смыслу человеческой судьбы на земле. Понимая неизбежность смерти, он с жаром призывает своих читателей наслаждаться земными благами; но в то же время чувство неотвратимого конца подавляет его и снова повергает в отчаяние.
Горький смех и грубая самоирония – защитная реакция лирического героя произведений Вийона перед лицом смерти. Будучи приговоренным к казни, которой он чудом избежал, поэт написал такие едко-ироничные слова: «Я – Франсуа, чему не рад». Эта насмешка над самим собой звучит едким рефреном во многих его произведениях. Например, составляя свое поэтическое «Завещание», Вийон с угрюмой иронией упоминает «имущество»: пустой кошелек, пивную кружку, вывеску из кабака. Гротескная поэзия Вийона оказала большое влияние на французскую литературу эпохи Возрождения; в первую очередь, – на творчество К. Маро, Ф. Рабле, Ж.-Б. Мольера.