Музейная кража - идеальный сюжет для фильма или сериала. Чаще на такое решаются где-то в Европе или Америке, в СССР так вообще это была большая редкость. Самая яркая музейная кража в Советском Союзе коснулась картины “Святой Лука”. Сюжет громкого дела был показан в одном из фильмов - “Возвращение “Святого Луки”. Но много моментов кинематографисты упустили.
Откуда взялся “Святой Лука”
“Святой Лука” вышел из-под кисти фламандского художника 17 века Франса Халса. В серии картин было изображено четыре евангелиста. Особенно удался портрет Луки.
Все четыре картины были приобретены в Голландии для коллекции Екатерины Второй. Планировали выставить полотна в Эрмитаже, однако императрице не пришлись по вкусу произведения Франца Халса. Картины были надолго поселены в запасники.
В 1812 году Александр I решил отобрать несколько полотен для украшения католических храмов. Среди картин оказались и евангелисты Халса. Все они были направлены по разным местам. После этого полотна потеряли из виду.
“Святого Луку” случайно обнаружили в 1958 году на одесском рынке Привозе. Продавала известную картину обычная старушка за сущие копейки. Позже в запасниках Одесского музея нашли вторую картину из цикла - портрет Матфея. Обе картины отправили в Киев на реставрацию.
“Святой Лука” пропал
Весной 1965 года в Москве состоялась выставка художников из Западной Европы. Картины для экспозиции пришлось собирать по всему Советскому Союзу. Одесский музей любезно предоставил обе картины Халса.
В санитарный день, когда народа в выставочном зале было мало, случайно обнаружили, что пропала картина “Святой Лука”. Полотно было очень грубо вырезано из рамы. Заметно, что похититель очень торопился.
Министр культуры Екатерина Фурцева взяла это дело под свой контроль. Следователь МУРа Сергей Дерковский сразу выдвинул предположение, что в деле замешаны иностранцы, ведь продать такую картину в СССР было некому - дорого.
Была установлена слежка за всеми коллекционерами Союза и иностранцами. Время шло, но картина так и не нашлась.
На поиски подключилась Лубянка
Спустя полтора месяца Фурцева обратилась к председателю КГБ Семичастному. Она просила его курировать поиски пропавшего полотна.
Чекисты сразу выявили круг подозреваемых. Они смело отметали тех, за кем уже провели слежку. Первыми взялись проверять сотрудников музея. Под подозрение попал мебельщик Валерий Волков. В его копилке уже была судимость за воровство, о чем он умолчал при трудоустройстве.
Волков попал на работу в музей с помощью обмана. При трудоустройстве он предоставил липовый диплом Суриковского училища. Диплом “нарисовал” знакомый коллекционер Алексеев, которому и поступил заказ на одну из картин Халса.
Картину передали в коробке из-под куклы
После кражи заказчик полотна пропал. Ушел в тень и коллекционер Алексеев. Волков буквально остался один на один с похищенной картиной. Что с ней делать мебельщик не знал, поэтому надежно спрятал полотно. Сотрудники КГБ решили выжидать, когда Волков сам себя выдаст. Это и случилось.
Волков шел мимо модного бутика и заприметил с иголочки одетого иностранца. Грабитель решил, что вот его шанс избавиться от “Святого Луки”, он предложил мужчине выкупить полотно чудесного художника всего за 100 тысяч рублей. Иностранцем оказался переодетый сотрудник КГБ, который намеренно попался Волкову на глаза. Чекист прикинулся немцем и назначил мебельщику встречу в ресторане. Сошлись на 60 тысячах рублей.
В назначенный день Волков встретился с покупателем. Они долго бродили по улицам, пока из одного дома не вышла девочка с коробкой из-под куклы. В ней и была украденная картина. Волкова взяли на месте. Все его имущество было продано, чтобы возместить вынужденную реставрацию полотна.
А вы смотрели фильм, посвященный знаменитой краже из музея СССР?