Синдром Стендаля - это, вообще, что?
Как гласят словари, синдромом (эффектом) Стендаля называют психосоматическую реакцию, характеризующуюся учащенным сердцебиением, головокружением и галлюцинациями, вызванных стрессом от эстетических переживаний.
Термин "эффект Стендаля" предложила итальянский психиатр Грациэлла Магерини. Правда, в специальной литературе термин пока не закрепился, не включается он и в различные научные классификации. Собственно, встречается он в книге самой Магерини. Книга так и называется: "Синдром Стендаля" / La sindrome di Stendhal.
При чем здесь французский писатель XIX века Мари-Анри Бейль, который известен нам под псевдонимом Стендаль? -синдром получил название по его имени.
Синдромом Стендаля называют психосоматическую реакцию, характеризующуюся учащенным сердцебиением, головокружением и галлюцинациями, вызванных стрессом от эстетических переживаний.
В 1817 году молодой писатель Стендаль побывал во Флоренции. Свои ощущения он подробно описал в написанной в документальном жанре, что-то вроде путевых заметок, книге "Рим, Неаполь и Флоренция". Стендаль описывал нравы итальянцев; книга, к слову, по сей день читается с интересом.
Больше всего во время путешествия французского писателя поразила Флоренция:
"Когда я выходил из церкви Святого Креста, у меня забилось сердце, мне показалось, что иссяк источник жизни, я шел боясь рухнуть на землю… Я видел шедевры искусства, порождённые энергией страсти — после чего всё стало бессмысленным, маленьким ограниченным — так, когда ветер страстей перестал надувать паруса, которые толкают вперёд человеческую душу, тогда она становится лишённой страстей, а значит пороков и добродетелей" / перевод Н.Я. Рыковой.
Что же, его можно понять: базилика Санта-Кроче украшена фресками итальянского скульптора Джотто, там захоронены великие итальянцы: Галилей, Микеланджело; неудивительно, что Стендаль, впечатлительный и тонко чувствующий человек, почувствовал себя необычно и даже чуть не потерял сознание.
Больше всего во время путешествия по Италии французского писателя Стендаля поразила Флоренция.
Как видим из приведенного отрывка, Стендаль сам описал и симптоматику синдрома.
Синдром проявляется, когда человек находится под воздействием какого-либо сильного произведения искусства, что случается в музеях или картинных галереях. Бывает, что посетитель, рассматривая картины, настолько глубоко воспринимает чувства, которые художник вложил в своё произведение, что как будто бы переносится в пространство изображения. От волнения у него появляется усиленное сердцебиение, одышка, могут возникнуть паника, галлюцинации, существует опасность упасть в обморок.
"...у меня забилось сердце, мне показалось, что иссяк источник жизни, я шел боясь рухнуть на землю… Я видел шедевры искусства, порождённые энергией страсти - после чего всё стало бессмысленным, маленьким ограниченным", - так Стендаль описал симптому синдрома,названного его именем.
Замечено, что чаще всего подобные приступы проявлялись у людей при посещении музеев Флоренции, в особенности знаменитой флорентийской галереи Уффици. Причем подверженные синдрому люди проявляли различные реакции - от обморока до истерии или даже... попытки разрушить картину! Вот почему охранники флорентийских музеев специально обучаются, как вести себя с жертвами этого синдрома.
Чаще всего синдром Стендаля проявлся у людей при посещении музеев Флоренции.
Впрочем, синдром Стендаля - довольно редкое явление, и в медицине психическим расстройством не признается. Как уже говорилось, синдром описан Грациэллой Магерини, причем относительно недавно - в 1979 году, а первый диагноз такого рода был поставлен в 1982 году. Магерини работала в психиатрическом отделении флорентийского госпиталя, где исследовала около ста пациентов с аналогичными симптомами,
В своей книге исследовательница даже провела своеобразную классификацию потенциальных жертв синдрома.
Так, она отметил, что НЕ подвержены синдрому Стендаля туристы из Северной Америки и Азии - т.к. увиденное ими не связано с их культурой;
своеобразный иммунитет имеют сами итальянцы, выросшие в атмосфере красоты и высокого искусства;
наиболее подвержены синдрому люди одинокие, религиозные; или же впечатлительные люди 25-40 лет с воображением, имеющие образование, интересующиеся искусством, но не имеющие к нему доступа в обыденной жизни. Мужчины, женщины - не имеет значения.
Наиболее подвержены синдрому Стендаля люди одинокие, религиозные; или же впечатлительные люди, интересующиеся искусством, но не имеющие к нему доступа в обыденной жизни.
Добавим, что синдром вызывается не только предметами искусства. Его причиной может стать, например, красота природы, музыка или даже необычайно красивый человек.