Прослеживая путь семи ключевых музыкальных жанров по мере их развития в США с начала XX века, я хотел показать Вам уважаемые читатели канала историю американской музыки и тех, кто воплотил ее в жизнь.
История первопроходцев американской блюзовой музыки
"Блюз, как колыбель современной музыки и по сути американского стиля, родился в страданиях и достиг международного триумфа", - говорил Мартин Чилтон.
В 1903 году руководитель оркестра солистов афропесен Уильям Кристофер Хэнди утверждал, что впервые услышал блюз, исполняемый уличным гитаристом на вокзале в Тутвилере, штат Миссисипи.
Ранние блюзовые уличные джемы включали смесь инструментов и предметов домашнего обихода, включая самодельные барабаны, стиральные доски, ложки, гитары, мандолины, банджо, казу, контрабасы, губные гармошки и скрипки.
Легенда блюза Би Би Кинг, выросший на плантации в дельте Миссисипи, описал блюз как «язык, который мы изобрели, чтобы люди знали, что нам есть что сказать».
Истоки лежат в вокальной музыке, которую африканские рабы привезли в Америку. Эти возвышенные и одновременно простые песни были синтезированы с религиозными песнопениями, джазовым ритмом и кантри, чтобы создать музыку, получившую свое название от описания меланхолии 18-го века (англ. blues от blue devils - меланхолия, уныние). Инструментальная композиция «Мемфис-блюз» 1912 года У. Хэнди популяризировала этот термин.
Мэми Смит вошла в историю в феврале 1920 года, когда она стала первой афроамериканской певицей, записавшей блюзовую песню That Thing Called Love для новаторского лейбла OKeh. За год был продан миллион копий. Смит вместе с Ма Рэйни совершили поездку по стране с шоу в стиле водевиль, распространив блюз по Штатам.
Чикаго сыграл ключевую роль в развитии городского блюза 1930-х годов. Музыканты, уехавшие с Юга во время Великой депрессии, в том числе Большой Билл Брунзи, Мемфис Минни и Тампа Ред, добавили валторны, фортепиано, бас, барабаны и даже перкуссионную стиральную доску к акустическому блюзу, в котором играли такие популярные пионеры, как Чарли Паттон, Лонни Джонсон и Слепой Лемон Джефферсон.
Одно время даже ходила легенда о том, что блюзмен из Delta Роберт Джонсон, умерший в возрасте 27 лет, продал свою душу по "фаустовскому пакту" в обмен на навыки гитариста, играющего "дьявольскую музыку"
Оркестр графа Бэйси, вдохновленный джазовым звуком Нового Орлеана, сконцентрировался на 12-тактовой блюзовой форме и предоставил платформу для солистов нового стиля, таких как Джимми Рашинг и Большой Джо Тернер. Альберт Аммонс был мастером фортепианного буги-блюза в этот период нововведений.
Внедрение механической хлопкоуборочной машины в 1944 году побудило шесть миллионов афроамериканцев покинуть Юг в поисках работы. Ти Боун Уокер был пионером джамп-блюза в Калифорнии. Джон Ли Хукер развивал свой собственный стиль в Детройте, а Хаулин Вольф, Элмор Джеймс и Литтл Уолтер стали известными в Чикаго, играя новый, более жесткий блюз. Бадди Гай, неотъемлемая часть того бума в Чикаго, выиграл Грэмми в 2016 году в возрасте 80 лет.
Мадди Уотерс больше, чем любой другой музыкант, превратил музыку Дельты в современный электрический блюз. Его влияние лежало в основе английских R&B групп, таких как Rolling Stones, которые получили свое название от одной из его песен.
Би Би Кинг был еще одним музыкантом, получившим признание во время бума ностальгии по блюзу в конце 1960-х. Когда гений гитары умер в 2015 году, президент США Обама провозгласил его
«послом, который принёс свою общеамериканскую музыку в мир».
Как и джаз, блюз - это действительно «всеамериканская музыка», и такие легенды, как Бесси Смит, Лид Белли и Мадди Уотерс, являются подлинными творческими первопроходцами в творческом наследии страны.
Как рождение джаза повлияло на музыкальный век
«Джаз пришел далеко от Глубокого Юга Америки, но джаз всегда был символом свободы самовыражения», - говорил Тед Джойа.
Меломаны недавно отметили 100-летие первой джазовой пластинки, выпущенной Original Dixieland Jazz Band еще в 1917 году. Этот жанр, зародившийся в Новом Орлеане, быстро покорил американскую публику своими синкопированными ритмами и яркими мелодиями. Следующее десятилетие было даже названо эпохой джаза, и на свет появилась его первая суперзвезда Луи Армстронг, чей талант вознес его к мировой славе.
Пианист Джелли Ролл Мортон назвал Новый Орлеан «колыбелью джаза». Раннее развитие жанра в Новом Орлеане было связано с общественной жизнью города, о чем свидетельствуют заупокойные службы духового оркестра, музыка для пикников в парках и "жареная рыба в субботу вечером" (слова из песни Луиса Джордана "Saturday Night Fish Fry".
В 1930-е годы джазовые ансамбли стали больше, а следующая волна новаторов расширила музыкальный диапазон и расширила амбиции. Большие группы во главе с Дюком Эллингтоном, Бенни Гудманом и графом Бэйси продвинули горизонты джаза, распространив музыку в Канзасе, Вашингтоне и Вирджинии, продав миллионы пластинок.
В этот же период певцы Билли Холидей и Элла Фицджеральд достигли определенного успеха, с которым могли сравниться немногие более поздние джазовые вокалисты. Более десяти лет этот привлекательный вид свинг-джаза был самой популярной музыкой в Америке.
В 1940-е годы джаз постепенно терял популярность. Новое поколение современных джазовых исполнителей, известных как бибопперы, разработало стиль молниеносной импровизации, предназначенный для слушателей, а не танцоров. Среди лидеров этой новой идиомы были трубач Диззи Гиллеспи, пианист Телониус Монк и саксофонист Чарли Паркер, которые начинали играть в вечерних клубах в Гарлеме и на 52-й улице в Нью-Йорке. Они никогда не играли хиты, но способствовали формированию нового общественного имиджа джаза как смелого контркультурного движения.
После подъема бибопа джаз раскололся на конкурирующие лагеря. В 1950-х годах широкую популярность приобрел более мелодичный стиль, известный как «кул джаз», за который выступили Майлз Дэвис, Стэн Гетц, Чет Бейкер и другие исполнители-единомышленники. В то же время более процветала фанк-альтернатива под названием хард-боп, продвигаемая группами из Коннектикута и Питтсбурга во главе с Артом Блейки и Хорасом Сильвером.
В начале 1960-х саксофонистка Орнетт Коулман и пианист Сесил Тейлор стали лидерами джазового авангарда, продвигая более экспериментальный тип джаза. Но даже в этой фрагментированной музыкальной культуре несколько смелых артистов, таких как саксофонист Джон Колтрейн и басист Чарльз Мингус, могли легко перемещаться из лагеря в лагерь.
Майлз Дэвис положил начало следующей волне инноваций своим рок-ориентированным альбомом Bitches Brew 1970 года. Подключенные гитары и клавишные теперь выдвинулись на передний план в этом жанре, а бывшие аккомпаниаторы Дэвиса Херби Хэнкок, Чик Кориа и Джон Маклафлин прославились. путем слияния джаза и популярной музыки.
После десятилетий непрекращающихся экспериментов возвращение к традициям было неизбежным. Молодые музыканты теперь изучают джаз в колледже, и некоммерческие организации, такие как Marsalis’s Jazz в Линкольн-центре в Нью-Йорке, сыграли важную роль в формировании музыки.
Тем не менее, даже в этой более структурированной среде джаз по-прежнему включает новые звуки и стили. Музыка ушла очень далеко от своего буйного прошлого в Новом Орлеане. Но на пороге своего второго века джаз, похоже, еще не постарел.
Почему старейший музыкальный жанр Америки также самый разнообразный?
Кантри - старейший музыкальный жанр Америки и, возможно, самый разнообразный. Музыка кантри родилась из поистине мультикультурного смешения глобальных жанров: английской народной баллады, блюза дельты Миссисипи, ирландских скрипичных мелодий, французской/каджунской музыки, водевиля, евангилистских песнопений, немецкой польки и мексиканского коньюнто.
В 1920-е годы звукозаписывающие компании и радиостанции начали продавать этот жанр. Семья Картеров представляла традицию британских баллад, Джимми Роджерс смешал блюз и швейцарский йодль, а дядя Дейв Мейкон устроил шумиху о медицинских шоу. Выпущенный в 1925 году еженедельник Grand Ole Opry стал лидером среди программ кантри-радио и помог Нэшвиллу, штат Теннесси, стать центром кантри-музыки.
Джимми Роджерс, известный своим ритмичным йодлингом, был кантри-певцом в 1920-х и 1930-х годах. По прозвищу «Отец музыки кантри», его часто называют вдохновителем многих современных художников.
Популярность голливудских фильмов о поющих ковбоях 1930-х годов привела к тому, что Джин Отри и другие стали суперзвездами. Сильный голос родившегося в Теннесси певца Роя Акаффа принес ему огромную известность. Этот бум западной музыки привел к появлению таких непреходящих песен, как хиты Cool Water и Tumbling Tumbleweeds из Sons Of The Pioneers. Порождением джаза ковбойской музыки был вестерн-свинг, примером которого является Боб Уиллс.
В 1945 году от группы Билла Монро родился блюграсс. Flatt & Scruggs широко распространил этот стиль, популяризируя его на народных фестивалях и в университетских городках. Сегодня в США ежегодно проводится более 500 фестивалей блюграсс. В послевоенную эпоху развился стиль кантри, известный как хонки-тонк. Хэнк Уильямс прославился такими классическими произведениями, как Lovesick Blues, Cold, Cold Heart и Your Cheatin ’Heart. Сотни подражали ему, включая Левти Фриззелла, Джорджа Джонса, Уэбба Пирса и Рэя Прайса.
И по мере того, как 1960-е сменились 1970-ми, появились такие сильные женские голоса, как Лоретта Линн, Тэмми Винетт и Долли Партон.
Ритмичная народная музыка в стиле рока была новинкой страны 1950-х годов. Его ведущими звездами были Элвис Пресли, братья Эверли, Джерри Ли Льюис, Бренда Ли, Конвей Твитти и Джонни Кэш. Изначально обращаясь к подросткам, все они со временем завоевали популярность у публики из глубинки.
В течение 1980-х годов нео-традиционалистское движение заново познакомило страну с ее корнями. Рэнди Трэвис, Джордж Стрейт, Дуайт Йоакам, Джаддс и Рики Скэггс - все стали хедлайнерами в качестве его представителей. Эта эпоха также ознаменовала рост артистов, которые добавили в жанр энергичного зрелища. Oak Ridge Boys и Реба Макинтайр - одни из многих, кто представлял эту тенденцию.
С 1990-х годов в кантри-музыке рождались артисты, которые продавались многомиллионными тиражами, но при этом оставались в рамках своего жанра. В их число входят Гарт Брукс, Винс Гилл, Алан Джексон, Миранда Ламберт и Тим МакГроу. В то же время такие артисты, как Шанайа Твейн и Тейлор Свифт, вышли из кантри-музыки и стали всемирно известными поп-музыкантами. В новом тысячелетии появилось ответвление кантри, которое делает упор на авторов-исполнителей и упрощенное звучание.
Как рок-н-ролл породил гораздо больше
Генеалогическое древо может восходить к блюзу, но рок превратился в гиганта музыкального мира.
Говорят, у блюза родился ребенок, и это назвали рок-н-роллом. Это, в свою очередь, привело к рождению счастливого, подпрыгивающего ребенка по имени рок, который вырос и дал несколько отпрысков от разных партнеров с такими именами, как психоделия, прогрессив, метал, панк, нью-вейв и гранж. У них почти всегда была гитара, и они были опорой американской музыки на протяжении как минимум семи десятилетий.
Сейчас «рок» имеет почти столько же значений, сколько есть артистов под его широким зонтиком. Будь то вечная привлекательность Бон Джови, долговечность Foo Fighters или новые опоры, такие как Panic!. Это все РОК!
Искать его источник - все равно что искать первую каплю могучей реки. Но это было в Соединенных Штатах 1940-х годов, когда его ингредиенты соединились из блюза и ритм-энд-блюза. Кто сделал первую рок-н-ролльную пластинку? Возможно, это был джамп блюз Роя Брауна Good Rockin ’Tonight, записанный в 1947 году.
Она пронизана ДНК рок-н-ролла, как и часто цитируемая Джеки Бренстон Rocket 88, записанная в 1951 году в Memphis Recording Service, которая вскоре станет Sun Studio Сэма Филлипса. Все эти пластинки рассказали о появлении нового творческого и коммерческого жанра в руках Билла Хейли в галстуке-бабочке и молниеносной сенсации Элвиса Пресли.
Если южные штаты США имели высокий авторитет в годы становления, то решающую роль в росте музыкальной индустрии получили Нью-Йорк и Лос-Анджелес. Так было до тех пор, пока битломания не обрушилась на американский берег в 1964 году, вызвав так называемое британское вторжение, охватившее все штаты.
Америка ответила самоанализом Дилана и гаражным роком, проложившим путь для панка и движений новой волны десятилетия спустя. Между тем, по мере того, как росло поколение, психоделия рока обрушилась на перекресток Хейт-Эшбери в Сан-Франциско. А примерно в 400 милях вниз по побережью процветал звук Лорел Каньон.
Британский глэм-рок начала 1970-х не спешил появляться в Штатах. Панк проявился на нью-вейв-сцене Нью-Йорка с Ramones, Blondie и их сверстниками, в то время как хартленд-рок "синих воротничков", будь то Брюс Спрингстин в Нью-Джерси или Боб Седжер в Детройте, продавался миллионами.
Гранж появился в штате Вашингтон благодаря Nirvana и тысячам подражателей, а архитекторы металла конца 1960-х, такие как Steppenwolf и Blue Cheer, с 1980-х годов нашли отклик в напыщенности Metallica размером со стадион. Пейзаж начала 21-го века в равной степени был проинформирован пост-гаражным стилем White Stripes и Strokes.
То, что мы знаем как рок сегодня, имеет нити всех мыслимых подразделений, от электроклэша до эмо. Возможно, это больше не означает просто локон Билла или бедра Элвиса, но он остается кислородом современной американской и мировой музыки.
Музыка соул: как она родилась из афроамериканского опыта
Жанр, рожденный афро-американским опытом, музыка соул возникла в блюз-клубах, церквях и на углах улиц США, где хором звучали R&B, религиозные песнопения и ду-воп. Когда эти три стиля столкнулись, произошел большой взрыв. Рэй Чарльз и Сэм Кук заложили основу с эксцентричным вокалом, волнующей лирикой и глубоким ритмическим чувством: Рэй с "I Got A Woman" 1954 года, Сэм с "You Send Me" 1957 года.
К середине 1960-х хиты Motown в исполнении The Supremes, Miracles, Martha and the Vandellas и Four Tops доминировали в хит-парадах. Норман Уитфилд и Барретт Стронг открыли психоделический соул.
Альбом Ареты Франклин 1967 года «Я никогда не любила мужчину» - это типичный соул-альбом. Заглавный трек был записан на студии Fame Studios продюсера Рика Холла в Muscle Shoals, штат Алабама. Звучание Fame House также стало отправной точкой для стиля «читин-соул», разработанного Кэнди Стейтон и Кларенсом Картером. Там же Этта Джеймс записала свой хит «Tell Mama, and I’d Rather Go Blind».
В Чикаго Кертис Мэйфилд с приятным голосом вместе с Impressions спроектировали соул 1970-х годов песнями-посланиями о мире и единстве. В Филадельфии соул приобрел более плавное и сливочное звучание. В Новом Орлеане Аллен Туссен продвинул стиль буги-вуги с фортепьяно и саксофоном.
21 век стал свидетелем возрождения подлинно звучащего соула благодаря бруклинскому лейблу Daptone и покойным Шэрон Джонс и Чарльзу Брэдли.
Хип-хоп: музыкальный жанр, распространившийся со скоростью лесного пожара
Музыкальный стиль, зародившийся в Бронксе, оказал международное влияние.
В каком-то смысле хип-хоп прошел очень долгий путь между закрытой вечеринкой 1973 года в Бронксе, где играл ямайский ди-джей Кул Херк, которому тогда исполнилось 18 лет, и Кендриком Ламаром, награжденного Пулитцеровской премией.
Уместно повесить обзор хип-хопа между этими двумя полюсами, потому что Нью-Йорк и Лос-Анджелес являются его эпицентрами. Хип-хоп - это не просто жанр, а культура, которая в основном выражается и распространяется через рэп.
Понятие «сохранять реальность» - было в его основе. Как всегда в популярной музыке, подлинность химерична и неизменно оспаривается, ведь обвинения в художественном воровстве преследовали хип-хоп.
На это потребовалось целых шесть лет. Ни одна звукозаписывающая компания не решилась бы пойти туда, где процветал хип-хоп, а его исполнители были слишком бедны, чтобы записывать себя. Независимый лейбл Sugar Hill наконец-то добился успеха, выпустив веселый Rapper’s Delight, который тогда многие считали новинкой. После этого множество нью-йоркских артистов, среди которых были Grandmaster Flash и Furious Five, Afrika Bambaataa и Marly Marl, сделали хип-хоп серьезным движением.
Крупный коммерческий прорыв произошел в середине 1980-х с выступлениями Def Jam Run-DMC и бывшей хардкор-панк-группой Beastie Boys. По сей день список хип-хоп исполнителей Нью-Йорка, в том числе Public Enemy, Jay-Z, Wu-Tang Clan, Missy Elliott и De La Soul, не имеет себе равных по разнообразию и значимости.
Но не из-за отсутствия попыток на Западном побережье, где в конце 1980-х N.W.A из Комптона зародила неистовый, жестокий и очень успешный стиль гангста-рэпа, который вывел на первый план Лос-Анджелес. Его продюсер Dr Dre стал, пожалуй, самой влиятельной фигурой в истории музыки, разработав более томное звучание g-funk и сделав главных звезд из ряда протеже.
Поскольку хип-хоп опирается на устное слово, сэмплы и заимствованные биты, акценты, субкультуры и манеры мест его происхождения сильно влияют на него. Атланта сменила Хьюстон как центр стиля Dirty South в начале 1990-х, с тяжелыми басами, частично заимствованными из Майами, и сильно опираясь на фанк и соул.
Детройтский хип-хоп изначально находился под влиянием городской техно-сцены, а с середины 1990-х годов стал появляться в различных фигурах культового продюсера Джей Диллы и единственной белой суперзвезды рэпа, ослепительного, сварливого Эминема. Чикаго пришел на вечеринку относительно поздно, но в 2000-х компенсировал это утонченным рефлексивным стилем, который возглавил продюсер Канье Уэст.
Часто преждевременно обесцениваемый, хип-хоп никогда не переставал быть популярным, изобретательным и жизненно важным.
EDM: саундтрек для вечеринок в Америке
За последнее десятилетие EDM, или электронная танцевальная музыка, стала любимым саундтреком для вечеринок молодой Америки. Этот стиль клубной музыки, созданный не для расслабленного прослушивания, а для мгновенного эмоционального и физического расслабления, основан на отказе от традиционных инструментов в пользу роботизированных битов, оцифрованных басовых линий и вырезанного вокала.
Визуально EDM также идеально подходит для поколения Instagram. EDM также превратил ди-джеев в знаменитостей. Но хотя многие из них, в том числе голландский транс-титан Tiësto и парижский маэстро электро-хаус Дэвид Гетта, приехали из Европы, корни EDM не могли быть более американскими.
Все началось в Чикаго в середине 80-х с клуба The Warehouse, который дал название жанру "Хаус". В Детройте зародился собственный бренд, вдохновленный Kraftwerk, электронного фанка, известного как техно, который стал самым ранним EDM.
В Южной Калифорнии, где пробуждающие рейвы привлекали танцующих, размахивающих светящимися палочками, которых называли «конфетными рейверами», которые объединились вокруг доктрины, известной как PLUR, или "Мир. Любовь. Единство. Уважение".
К концу десятилетия "электроника" стала мейнстримом. Альбом Моби 1999 года "Play" разошелся тиражом почти трех миллионов копий только в США.
К этому моменту танцевальная музыка распалась на множество поджанров, включая транс, джангл и дабстеп. Ранний EDM взял из каждого из них наиболее привлекающие внимание элементы.
Охваченный любителями острых ощущений миллениалами, EDM даже имела свою собственную площадку с неоновым освещением в Лас-Вегасе, которая превратилась в город для круглосуточных вечеринок с открытыми "пляжными клубами" и эксклюзивными дискотеками после наступления темноты, такими как XS, которые к 2013 году стали приносить 1 миллион долларов за ночь.
Сегодня EDM покорил мейнстрим-чарты, а альтернативные ночные рейвы превратились в грандиозные трехдневные зрелища, такие как Electric Daisy Carnival - один из крупнейших и самых известных фестивалей в мире.
Благодарю Вас за внимание и до новых встреч!
Если Вам понравилась статья, делитесь, комментируйте и ставьте лайк, это помогает каналу.
Не забывайте подписываться на канал - так вы не пропустите выход нового материала. Спасибо за то что читайте публикацию.
С Уважением.