Найти в Дзене
Новый драматический театр

"Старый дом"-1978 (вспоминает А. А. Курский)

В 1978 году в Московском Новом драматическом театре происходили очень важные для молодого, на третьем году существования коллектива, события. Из-за конфликта с большей частью труппы театр покидает его основатель и учитель почти всех участников, как бы сейчас сказали, проекта "Новый театр" Виктор Карлович Монюков. Кстати, официально название "Новый" появилось только в 2002 году, многие годы до этого он был Московским драматическим театром-студией. Вскоре Управление культуры назначает главным режиссёром Виталия Викторовича Ланского, и он почти сразу приступает к работе над пьесой Алексея Казанцева "Старый дом", не имеющей тогда ещё разрешения на постановку. У цензоров были вопросы. По большей части, как рассказывал Виталий Викторович, они звучали примерно так: "А что имеет в виду тот или иной персонаж, когда говорит то-то и то-то?" Действительно, количество многоточий в пьесе было огромно. Однако всё как-то устроилось, и в тот же год 14 октября состоялась премьера. Я не был занят в этом

В 1978 году в Московском Новом драматическом театре происходили очень важные для молодого, на третьем году существования коллектива, события.

Из-за конфликта с большей частью труппы театр покидает его основатель и учитель почти всех участников, как бы сейчас сказали, проекта "Новый театр" Виктор Карлович Монюков. Кстати, официально название "Новый" появилось только в 2002 году, многие годы до этого он был Московским драматическим театром-студией.

Вскоре Управление культуры назначает главным режиссёром Виталия Викторовича Ланского, и он почти сразу приступает к работе над пьесой Алексея Казанцева "Старый дом", не имеющей тогда ещё разрешения на постановку. У цензоров были вопросы. По большей части, как рассказывал Виталий Викторович, они звучали примерно так: "А что имеет в виду тот или иной персонаж, когда говорит то-то и то-то?" Действительно, количество многоточий в пьесе было огромно. Однако всё как-то устроилось, и в тот же год 14 октября состоялась премьера.

Обложка программки спектакля "Старый дом"
Обложка программки спектакля "Старый дом"

Я не был занят в этом спектакле. Знал, что Виталий Викторович Ланской много работал в провинции, заслужил внимание столичных чиновников от культуры, был приглашён на постановку спектакля "Дело" по пьесе Сухово-Кобылина в Театр им. Гоголя, которую с успехом осуществил. Говорили, что его метод работы очень близок мхатовскому; что его приглашение в Москву и назначение главным режиссёром именно в наш театр было не случайным. Кроме того, перед своим приходом Виталий Викторович встречался с Виктором Карловичем Монюковым, который поделился педагогическим опытом работы со своими учениками и дал каждому профессиональную характеристику - за что впоследствии был искренне благодарен.

Так как я оказался занят в следующем спектакле, мне было очень интересно, как же всё-таки идут репетиции.

Афиша спектакля "Старый дом"
Афиша спектакля "Старый дом"

Да, там была очень спокойная творческая атмосфера, замечания делались деликатно, уважительно и... тихо. А артисты, чувствуя жанр пьесы, понимая смысл и содержание тех "непонятных" кому-то многоточий, легко и естественно существовали на сцене. Я имею в виду, конечно, прежде всего тех, первых исполнителей, потому что спектакль шёл около десяти лет, и в дальнейшем появились вторые и даже третьи составы, которым, не в обиду будет сказано, мешали условия "производственной необходимости".

Любовь Новак (Саша) и Владимир Рудый (Максим Ферапонтович), в глубине слева Людмила Корюшкина (Зинаида Семёновна)
Любовь Новак (Саша) и Владимир Рудый (Максим Ферапонтович), в глубине слева Людмила Корюшкина (Зинаида Семёновна)

В "Старом доме", наверное, лучшей пьесе Казанцева, написанной безусловно в чеховских традициях, в конечном итоге и независимо ни от чего все герои вызывают сочувствие. Нет однозначного ответа на вопрос, почему их судьбы сложились так, а не иначе; кто или что помешало сделать их жизнь лучше... "Времена не выбирают, в них живут и умирают". Даже такой, казалось бы, негодяй, как отец Саши заслуживал жалости. Я помню, что оба исполнителя этой роли были интересны своей индивидуальностью. Если Владимир Рудый был в первую очередь расчётлив и бескомпромиссен в своих поступках, то герой Владимира Левашева был воплощением того русского бунта, который А. С. Пушкин назвал бессмысленным и беспощадным.

Николай Попков (Игорь Сергеевич) и Игорь Кашинцев (Пётр Кузьмич Рязаев)
Николай Попков (Игорь Сергеевич) и Игорь Кашинцев (Пётр Кузьмич Рязаев)

Самозабвенный стукач, борец за нравственность, контролирующий личные отношения соседей через замочную скважину, Пётр Кузьмич Рязаев для меня одна из лучших театральных работ Игоря Константиновича Кашинцева. Он так искренне старался помочь молодым людям и на работе, и дома "стать чище и идейно крепче", что готов был пожертвовать проблемами собственной семьи.

Каждому обитателю этого дома, который когда-то посещал Л. Н. Толстой, не хватало любви, и каждая семья была "несчастлива по-своему"...

Все, все исполнители того спектакля достойны самых добрых слов: и Пётр Коробов, и Марина Николаева (родители Олега), Николай Попков (лектор общества "Знание") и Лариса Коровкина (дочка Рязаева), и Людмила Белоусова (Юлия Михайловна); Людмила Корюшкина (мать Саши), Нина Лискова (младший брат Саши), и всеми обожаемая Антонина Александровна Соколова (дворничиха). Все, все были талантливы и красивы.

Фото из личного архива А. А. Курского
Фото из личного архива А. А. Курского

Прежде всего, это главные герои - Саша и Олег - Любовь Новак и Борис Невзоров. Если в первом действии воспринимать Бориса ещё очень молодым человеком мешала его стать молодецкая, которая больше годилась для его героя в фильме "Россия молодая", то во втором действии, когда Олег возвращается домой зрелым мужчиной, это было абсолютное попадание в суть этого образа. Последняя сцена наполнялась очень сильным внутренним напряжением и глубоким содержанием.

Люба Новак - это особая статья.

Любовь Новак (Саша)
Любовь Новак (Саша)

Я намеренно избегаю слов "игра", "было сыграно". Появлялось такое ощущение, будто все, попадая в замечательные декорации Петра Белова (тоже выпускника Школы-студии МХАТа) оказывались в другом пространстве и другом времени. Они не играли, а существовали. Мне рассказывали, что Владимир Васильевич Грибков, в 40-50-е годы ХХ столетия артист МХАТа, пользующийся большим уважением у "стариков" театра, якобы коротко сформулировал суть работы артиста по Станиславскому: "Существо с существом о существе по существу".

Я уверен, кто видел тот спектакль, о котором я рассказываю, могут подтвердить, какое большое впечатление производило исполнение роли Саши Любовью Новак. Свободная, искренняя во всех проявлениях, абсолютно органична - что в первом акте, будучи 17-летней девушкой, что во втором, где её героине уже 30 лет, и она успешная актриса с непростой личной судьбой. Это было настолько убедительно, правдиво и по-человечески честно, что не было сомнений о её возможных масштабных работах в этой профессии.

Большой грех лежит на тех режиссёрах, от которых, как известно, очень зависит наша актёрская судьба, за то, что не дали её таланту реализоваться так, как она этого, безусловно, заслуживала...

В чём же был секрет того спектакля, собиравшего аншлаги и на центральных площадках, и у себя "дома", на краю Москвы, количество мест в зале которого превышало в сравнении с сегодняшним в два раза? Почему старые (теперь в буквальном, увы, смысле слова) театралы до сих пор помнят виденное столько лет назад?

А дело вот в чём.

Виктор Карлович Монюков выступал в своё время с идеей о необходимости дополнительного 5-го курса театрального института. Это он считал важнейшим моментом для продуктивного перехода студентов в новое качество существования в театральном процессе. И возможность создания театра на базе выпускного курса, что само по себе в то время было уникально, можно сказать, стало идеальным решением этой проблемы. За два года (1976 и 1977-й) было перенесено на профессиональную сцену 5 дипломных спектаклей и создано 4 новых, то есть все работали, взрослели, набирались опыта уже в других обстоятельствах. Здесь не приходилось, как говорится, стоять с алебардой за спинами ведущих артистов и ждать своего часа.

Далее. Режиссер, получивший в руки хороший "материал", точно сделал выбор пьесы именно для этого коллектива, и бережно, деликатно отнёсся к написанному автором. Внедрение социально-политических тем, сатирическое изображение персонажей, разукрашивание всякими режиссёрскими "штучками" убило бы настоящее человеческое содержание, чрезвычайно изящно сплетённое автором.

Представьте паутину в свете солнца: там и паук-злодей, и мушки-жертвы, а в целом - гармония, красота. А если бросить туда камень? Паук побежит прятаться, мушки задёргаются в надежде на спасение, начнётся, как сейчас говорят, "движуха". А паутинка-то в лохмотья. Катастрофа!

Семидесятые годы двадцатого столетия в нашей стране принято называть "эпохой застоя". Кто это придумал?

Я, например, окончив в это время школу, проработал два года на заводе, потом была учёба в студии МХАТа, затем четыре года в Одесском русском театре и возвращение в Москву. И везде, несмотря ни на что, можно было почувствовать, какая идёт духовная работа, поиск ответов на важные жизненные вопросы, как бы банально это ни звучало. Причём происходило это во всех слоях общества. Вспомнить, к примеру, качество литературы того времени, её востребованность, выраженную в тиражах книг и журналов, которые достигали десятки и сотни тысяч экземпляров. И спектакль наш, видимо, оказался очень созвучен настроениям того времени.

Заканчивалась последняя сцена нашего спектакля "Старый дом", и невольно всплывали чеховские слова: "Зачем живём, зачем страдаем? Если бы знать, если бы знать..." Сжималось сердце и сдавливали горло подступающие слёзы...

А в общем, ничего особенного. Была работа выдающегося театрального педагога, продолженная высокими профессионалами - режиссёром-постановщиком и художником-оформителем, прекрасная пьеса и молодые одарённые актёры, прошедшие школу Художественного театра. Всё сошлось, как говорится, в нужное время, в нужном месте. И, несмотря на очень некрасивые закулисные перипетии, которыми тоже богата театральная история, произошло самое "обыкновенное чудо":

"Старый дом"

(по пьесе А. Казанцева),

постановка В. Ланского,

художник П. Белов.

Московский Новый драматический театр, 1978 год.