Очень большой плюс этих игр в том, что для них вам не потребуется ничего, кроме соперников и желания играть. Можно взять ручку, бумагу и играть письменно, но и устные игры приносят не меньше пользы.
Конечно, особенно актуально развитие речи для детей-дошкольников. Но и взрослым играть с ними иногда бывает непросто (вот вы можете быстро назвать продукт питания на букву "Н"?).
1. Тематические слова. Выбираем одну любую букву и одну любую тему (животные, продукты, одежда и т.д.). Кто больше подберет (назовет, напишет) слов на эту тему, начинающихся на эту букву, тот и станет победителем. Конечно, для игры желательно выбирать часто встречающиеся в русском языке буквы (п, с, к, м...), но можно и усложнять задание. Если вы играете с детьми старшего возраста, то можно выбирать более сложные и редко встречающиеся буквы или даже перебрать весь алфавит. Можно написать русский алфавит на карточках и тянуть их по очереди, чтобы начальная буква слова подбиралась случайно и никому не было обидно.
2. Вариант первой игры - тематический алфавит. По очереди подбираем слова на одну тему в алфавитном порядке, исключая буквы "ь", "ъ", "ы" и любые другие по взаимному соглашению. Кто не смог найти нужное слово - проиграл.
3. Словарь. Берём самый простой предмет - стул, кресло, шапку, тарелку и т.п. Теперь нужно дать этому предмету определение (примерно как в толковом словаре: "стул - это...", "платье - это..."). Если вы думаете, что это легко, попробуйте сами описать, например, мешок. Или сахарницу. Детям легко объяснить игру таким образом: мы хотим рассказать про этот предмет инопланетянам, которые никогда не были на Земле. Потом можно открыть толковый словарь и посмотреть, какие определения даются там. Побеждает тот, чье определение ближе всего к словарной статье (и к самому предмету). Можно давать отдельные призы за творческое начало.
4. Комната. Всё очень просто - надо максимально подробно описать комнату, в которой ты находишься. Лучше, конечно, письменно. Просто? Да, но не очень. В итоге у всех играющих одна и та же комната окажется описана по-разному. Это зависит не только от ракурса, но и от настроения, усталости, темперамента, интересов и т.д. Ребенок увидит игрушки, а взрослый - лепнину на потолке. Отличный способ развить не только речь, но и внимание, и творческое начало. Победителей нет, всем просто весело. Такая игра стимулирует не только развитие речи, но и творческое начало, воображение, внимание к деталям. Подобные игры также дают ребенку понимание того, что все люди разные и каждый видит мир по-своему.
А в какие игры играете со своим ребенком вы?