Найти в Дзене
Natalie Efimova

Москва, Валентин Смирнитский. Без грима и без понтов

Повезло мне воскресным утром. Щелкнула кнопку на кухонном телевизоре и под чашечку кофе послушала умного интересного негромкого человека.

Не звезду. Никаких рассказов о загулах Портоса, никаких похвал в адрес себя, любимого. Но столько информации о времени и людях, которой я не владела, хотя интервью записано не вчера.

В главной роли на "Доверии".
В главной роли на "Доверии".

- О, спасибо. Можно я налью себе сам? Прекрасно.

-2

Я тоже наполнила свою чашку, положила в плошку деревенского творожку. Так он и остался нетронутым.

Мне понравилось, что мой неожиданный гость начал с того же, что занимает меня всю жизнь - выборочность памяти. Почему-то мы легко забываем, что происходило вчера, а воспоминания из детства всплывают вдруг яркими отчетливыми пятнами. Он помнит, как они шли по Ваганьковскому мосту с мамой на Беговой, он увидел пленных немцев, строивших там дома, помнит даже шапки с ушками, что были на них надеты. А мама объяснила ему, кто это такие.

Запах детства это запах послевоенной Москвы, его родной Николопесковский переулок - тогда с сараями и казаками-разбойниками. Мы в них тоже играли, хоть я и помладше, - только в гаражах вдоль Савёловской железной дороги. "Чёрт в ступе" - сказал он об облике той Москвы и о том, что они в ней творили.

Это я для тех, кто нехорошо отзывается о моем городе. Мы здесь выросли, здесь остались в воспоминаниях наши дворы, соседи, школы, палисадники. Это город нашего детства и юности, город нашей любви.

Поэтому подумайте, прежде чем поливать столицу. Мы здесь. Мы еще живы.

Из личного архива Валентина Георгиевича.
Из личного архива Валентина Георгиевича.

О школе светлых воспоминаний нет. Больше дружил с математикой, чем с литературой. Хотя здесь он впервые сыграл Хлестакова. Что-то в нем заметила учительница, так он думает.

-4

Дворы, драки, сломанный нос, отчисление, вечерняя школа, работа почтальоном... "Что из него получится?"

- Помните "Большую перемену"? Вот я был среди таких взрослых - молодой почтальон.

-5

Играл в кружке народного театра:

- С Сережей Шакуровым, с Васей Бочкаревым...

Был уверен, что поступит в училище. Не потому что считал себя КЕМ-ТО.

- Это был юношеский максимализм. Рацио там не присутствовало.

Так и произошло, хотя он считает - нехорошо, что сходу всё одолел.

Пробило на Маяковского и на экзамене читал отрывок из "Облака в штанах".

- Чё меня на это понесло, я не знаю. Но очень мне нравилось. Как рассказывали потом, это вызвало определенную реакцию.

Пафос выбранных стихов никак не сочетался с его внешностью. Инфантильный мальчик и - жесткая лирико-драматическая поэзия, личные страдания Маяковского.

Щуку выбрал, потому что две с половиной минуты до подъезда дворами.

-6

- Загородок этих тогда не было еще, - показывает Валентин Георгиевич на вход а альма-матер.

Может, СССР и был плохой, как многие мне без конца напоминают. Но заборов, охраны, рамок на входе у нас, действительно, не было.

И у меня по этой детали нашей жизни - страшнейшая ностальгия.

- Всё было открыто.
- Всё было открыто.

С одной стороны - влетел в вуз, как фанера над Парижем, с другой:

- Педагоги никак не могли определиться, что я за материал такой. Были неустойчивые провалы. Не знали, как меня использовать.

Разные педагоги разное пытались из него вытащить.

- Я не был выдающимся студентом театральным, к сожалению. Ну не получилось.

Зато получилась роль музыканта Сергея в дипломной короткометражке Михаила Богина "Двое". Тот позвал его на пробы. И -

- Видимо, то, что он визуально увидел в кадре, устроило.

А фильм-то потрясающий. И я помню, кажется, каждый его кадр. Не знала, что практически всю ленту сняли скрытой камерой. Из-за этого люди вокруг абсолютно живые. Не массовка. И фильм почти документальный получился.

Подумала - а сейчас бы такое прошло? Да еще и на улицах Риги...

Детские лица показывать нельзя. Да и взрослые могут возникнуть. При всей демонстративной разнузданности и распущенности.

Фильм прозвучал.

- Я до определенного времени не очень-то понимал - почему такие комплименты, почему люди так восхищаются, чего-то говорят... Не очень понимал. Потом когда стал задумываться, пересматривать.

И снова - не о себе, любимом. А о том, что тогда так не принято было снимать кино. А Богин снял.

- Нас запускали в естественную среду. Режиссер давал актерскую задачу. И всё. Мы шли среди людей, которые занимались своими делами, шли на работу...

-8
-9

-10
-11
-12

- Рядовой, необученный попал на кинофестивальную тусовку...

- В институте учился не ах...

- Как ни странно, меня пригласили в три театра...

Смирнитскому очень нравился Эфрос. И он к нему попал. Сразу на роль Треплева в "Чайке".

- Ему что-то в моем облике - по каким-то параметрам его - что-то он увидел. Что-то его зацепило.

-13

Я цитирую эти незатейливые фразы Валентина Георгиевича, потому что давно отвыкла от отсутствия понтов в речи узнаваемого известного человека. Когда недавно Катя Лель (не Мария Каллас) с экрана сказала "мое творчество", я чуть не подавилась.

На "Чайку" приехал из Питера Товстоногов, пришел Олег Ефремов, плеяда старых мхатовских артистов, актеры времен Станиславского.

- Можете себе представить? Коленки дрожали, - только и заметил Смирнитский.

Показ задержался на сорок минут из-за Ольги Яковлевой. И снова без всякого пиетета к любимой актрисе режиссера (этих подробностей я тоже не знала):

- У нее был взбрык очередной. Она вообще экспансивная была дама. Видимо, набирала энергию в конфликтах - с костюмерами, с гримерами, с помощниками режиссера... Ей надо было зарядиться, потому что она тоже узнала, что публика серьезная сидит в зале. Я потом в театре подобное не испытывал никогда. Волнение, что ли... У меня было только одно желание - не опозориться. Это было актерское испытание. Не могу сказать, что я с ним справился блестяще. Не совсем я донес то, что он (Эфрос) пытался сделать в этом спектакле. Не хватило опыта театрального хорошего. Может быть, так. Он был режиссер-педагог, и у него приемы педагогические были очень интересные. Но тут чего-то не конца (тот из него вытащил)... Ну, как мне кажется.

-14

Другой спектакль, куда Эфрос неожиданно его позвал.

- Но это опять же - гений режиссера. Только он может объяснить, почему он так сделал. ... Мне все роли у него давались трудно. Меркуцио в "Ромео и Джульетте", которого мы репетировали год. Вообще Шекспир трудный автор очень.

Не институт, а Эфрос научил его профессии. Они проработали вместе почти двадцать лет. Уже одно это, согласитесь, говорит о многом.

Тут я, пожалуй, остановлюсь, хотя дальше шли захватывающие эпизоды биографии и снова рассказы о времени и людях. Не о себе.

Последние слова этого видео, которым мы завершили случайный совместный завтрак:

- Я к себе отношусь очень критично. (о желанной роли) Хотелось бы, чтоб кто-то что-то интересное мне придумал. Я себе интересное пока придумать не могу. Боюсь строить планы надолго, потому что реалист. Но на что-то хорошее надеюсь. Валентин Георгиевич Смирнитский - обычный артист. Паяц.

-15

Р. S.Не знала, что Владимир Басов приглашал его на роль Генриха Шварцкопфа в фильме "Щит и меч". Смирнитский считает, что Янковский там намного уместнее: "Я бы никогда в жизни такого утонченного немца не сыграл. Даже чисто внешне не монтировался. Не та у меня внешность, не тот характер, не та актерская внутренняя энергия".

Но его героический курсант Фаза, думаю, остался в памяти зрителей, навсегда.

-16
-17