Жизнь до 30? Мне есть что вспомнить. Содержательный труд, сильные эмоции, бесценная поддержка родительской семьи. Любящие ученики, благосклонность администрации, интересные командировки, многоэтапный личностный рост. Уверенность в своих силах. Достаточный оптимизм. Самодостаточность, в конце концов...
Была ли мне интересна тема семейственности, материнства и детства? Теоретически - да. Идея образцовой "команды" сквозила в мыслях изначально: я и сама когда-то росла старшей из троих, в атмосфере радости и взаимного уважения.
Но именно теоретически, умозрительно, на уровне "А хорошо бы..." - без истинного понимания, без стремления, без потребности. Абсолютно спокойно, не ведая сомнений, я полагала, что "когда-нибудь" создам семью и стану полноправным родителем неких четверых людей.
Возраст подкатывал к неоднозначной черте, мои сверстницы вовсю вели наследников в школу - я же ТЕМЫ не чувствовала, не могла поддержать, не искала решений, не видела новых путей. Находила внутреннюю опору в текущем соло-статусе, легко обосновывала свои реалии - никому особенно не завидовала.
И было это, без преувеличения, затянувшееся детство. 1979 - 2010: вот такое оно у меня сложилось долгое. Работоспособность, чисто "подростковая", зашкаливала - как и тщеславие, и "линейное" восприятие мира, и чёткая ориентация на качество, бескомпромиссность, упёртый перфекционизм. Мне всегда нравилось учиться - педагогика же представилась сверхлогичным тому продолжением.
Никакой - на тот момент - тоски по "женскому предназначению"! Действительно, о чём здесь горевать, если понятия не имеешь - А КАК ЭТО? Если детский сад ассоциируешь только с далёкими 1980-ми, да и то с явным неудовольствием... Если жизнь неплохо налажена - такая, какая уж есть, какую удалось наладить, - стабильная, гладкая, насыщенная свершениями, финансово вполне привлекательная!
Ближе к свадьбе - накануне 30-летия - в мозгу что-то слабо перещёлкнуло: есть, мол, Наташка, во Вселенной иные материи, прежде тебе не ведомые. Как перещёлкнуло, так и отпустило. Честно, не было остроты - но помню отчётливо рассудочное принятие: дети - это хорошо и правильно, добродетельно, закономерно. К "примирению" профессии и материнства стала присматриваться издали. Опыт моих родителей сыграл здесь не последнюю роль.
Видимо, у природы были планы меня пожурить за самонадеянность и беспечность. На 31-году жизни я открыла для себя существование медицины. Вынужденно познакомилась с эндокринологами, кардиологами и флебологами, спустя несколько лет - познала сферу репродукции человека, со всей её жёсткостью и беспощадностью.
Осознание накрыло меня далеко не сразу. Что уж говорить - настигло с критическим опозданием, пустилось меня колоть, ломать, перекручивать нутро и вскрывать всю болезненную подноготную проблемы.
Постепенно я обнаружила себя чужой и лишней в мире юного счастья.
"А что Вы хотите: ВОЗРАСТ!" -
сквозило изо всех дыр, переливаясь оттенками сотни голосов - молодых и не очень, участливых и безразличных.
В 41 год я проводила в последний путь отца - человека с большим сердцем, деятельного и справедливого. Почувствовала себя ещё старше, неминуемо впустив в подсознание предательский "обратный отсчёт".
Работа помогает продержаться достойно, сохранить позитивный облик, не скатиться в грубый скептицизм. Гордо представляя "бренд" своего учебного заведения, посильно вкладываюсь в его историческую значимость. Радостно учу теории музыки одарённую молодёжь, некогда порождённую в семьях моих ровесников. Воспитываю - небезуспешно - собственную дочь-подростка и совершенно "зелёненьких" ещё сыновей.
Сравниваю, конечно, - куда ж без сравнений. Неизбежность... И нечасто они, эти сравнения, в пользу моего форсированного сценария. Я не успела в материнстве всего того, на что до сих пор располагаю внутренней энергией. А успеть можно было немало, распорядись я иначе своей молодостью.
Единственная дочь мою позицию чувствует, ценит, поддерживает. Ей советовать, её настраивать - возьмусь, шире - ни в коем случае.
Ибо никого, решительно никого-то я сама не слушала и не слышала двадцать с лишним лет назад. Сколько ни поучай со стороны - результат будет безнадёжно стремиться к нулю.
Правда жизни в том, чтобы каждому из нас оставаться самим собой на всех этапах своей эволюции.
Не скрою: часто слышу добрые слова в адрес своих детей. Эти слова имеют под собой реальную почву: потомки мои харизматичны, способны в учении, рафинированно умны, организованны и наделены эмпатией. Объективно, с ними приятно иметь дело - в их нынешнем состоянии (если говорить, по крайней мере, о троих старших).
Встречаю похвалы с улыбкой, а на вопрос "Как же они у Вас такие чудесные получились?" - отвечаю:
"Просто нужны были. Очень."
Имела честь отбить их у судьбы ровно тогда, когда дозрела до качественного материнства. О нём, в сочетании с профессией - мой канал.
И да, разумеется, я знаю: всё это очень спорно. Но в данном пространстве не ищут лёгких путей, а честная рефлексия приветствуется.